Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE PROPERTIES OF ATTENTION IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Zayashnikova O.V. 1 Mamedova L.V. 1
1 Technical Institute (branch) of the State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education «North-Eastern Federal Institute of M.K. Ammosova»
The article describes the main approaches in the exploration and development of the basic properties of attention, because students attention is one of the main conditions for the successful organization of the educational process. A key challenge in solving the problem of increasing the efficiency and quality of the educational process is the increase in the interest of the student. The Federal law from December, 1st, 2007 № 309-FZ was approved a new structure of the state educational standard. In accordance with the GEF among the planned results of development of basic educational programs include: personal, meta-subject (studying the development of universal educational activities: cognitive, regulative and communicative) and specific results. Thus, to achieve good results in their studies during the transition to the GEF only when good development of the level of attention and its properties.
psychology
properties of attention
especially development
primary school age
methods
techniques
volume
concentration
stability
distribution
selectivity
diagnostics
research

На современном этапе развития образования наиболее острой становится проблема развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста. Проблема развития внимания актуальна тем, что этот процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека, его поведения в целом. Оно играет очень важную роль в усвоении учебного материала.

Проблемой развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин. В результате исследований выдающихся отечественных психологов были раскрыты особенности внимания младших школьников.

На современном этапе системы образования, развитием свойств внимания у детей младшего школьного возраста занимались И.В. Крупник, А.Л. Румянцева, В.И. Долгова, О.А. Кондратьева, М.Н. Скирдова, которые в своих статьях рассматривают вопросы влияния свойств внимания на успеваемость младших школьников. Современный отечественный психолог В.И. Страхов, занимающийся проблемами внимания, изучая существующие подходы, рассматривает внимание как психическое состояние.

На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь, не ослабляя внимание. По мнению П.Я. Гальперина: «Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания» [3, с. 169–175].

Таким образом, изучая теоретические основы развития внимания можно увидеть, что большинство исследователей отмечают: внимание – это сосредоточенность и направленность сознания на объекте или действии. Это столь универсальное психологическое свойство, без которого невозможен ни один вид человеческой деятельности. Большинство ученых подчеркивают, что высокий уровень развития основных свойств внимания обеспечивает эффективность всех познавательных процессов, а, следовательно, успешность, как в учении, так и в трудовой деятельности.

В младшем школьном возрасте ребенок испытывает трудности в обучении именно из-за неумения управлять вниманием, его несформированности. Внимание младшего школьника характеризуется малой устойчивостью (10–15 минут), малым объемом, слабым распределением и концентрацией, неразвитой переключаемостью, преобладанием непроизвольного внимания. Преподавание в начальных классах должно быть интересным, эмоциональным, с широким применением наглядности. Обычно в 1 и во 2 классах через каждые 10–15 минут надо менять вид деятельности, чтобы предотвратить утомление, нельзя давать материал большой по объему и такой, восприятие которого требует высокого уровня распределения внимания. Необходимо с детьми этого возраста чередовать виды работ.

Для того, чтобы определить какие методы и приемы по развитию свойств внимания используют современные педагоги и психологи, мы проанализировали и обобщили опыт отечественных педагогов и психологов-практиков в РФ и РС (Я), что позволило выделить следующие методы и приемы работы:

Формы работы по развитию свойств внимания:

1) кружковая работа (И.А. Агеева, с. Михайловское, Т.В. Логинова г. Кызыл);

2) коррекционно-педагогическая работа (И.В. Казанцева, г. Челябинск, О.В. Кокарева, г. Якутск, Н.Н. Омельченко, п. Усть-Нера, О.О. Кузнецова, г. Санкт-Петербург);

3) диагностическая работа (С.Ф. Лаврентьева, г. Саранск, А.Л. Румянцева, г. Москва);

4) экспериментальная работа (Ю.А. Жарикова, г. Байконур);

5) классные часы (С.В. Александрова, г. Киров, Ю.М. Тимчина, г. Москва);

6) работа с привлечением родителей (О.А. Злобина, г. Балаково).

Технологии при работе по развитию свойств внимания:

1) игровые технологии (И.А. Агеева, с. Михайловское, Т.В. Логинова, г. Кызыл, С.В. Александрова, г. Киров, Ю.М. Тимчина, г. Москва, И.В. Казанцева, г. Челябинск, О.В. Кокарева, г. Якутск, Н.Н. Омельченко, п. Усть-Нера, О.О. Кузнецова, г. Санкт-Петербург);

2) развивающие технологии (И.В. Казанцева, г. Челябинск, О.В. Кокарева, г. Якутск, Н.Н. Омельченко, п. Усть-Нера, О.О. Кузнецова, г. Санкт-Петербург, И.А. Агеева, с. Михайловское, Т.В. Логинова, г. Кызыл, С.В. Александрова, г. Киров, Ю.М. Тимчина, г. Москва);

3) групповое обучение (И.А. Агеева, с. Михайловское, Т.В. Логинова, г. Кызыл, С.В. Александрова, г. Киров, Ю.М. Тимчина, г. Москва, И.В. Казанцева, г. Челябинск, О.В. Кокарева, г. Якутск, Н.Н. Омельченко, п. Усть-Нера, С.Ф. Лаврентьева, г. Саранск, О.О. Кузнецова, г. Санкт-Петербург).

Методы, направленные на развитие свойств внимания:

1) наблюдение (И.В. Казанцева, г. Челябинск, О.В. Кокарева, г. Якутск, Н.Н. Омельченко, п. Усть-Нера, г. Якутск, О.О. Кузнецова, г. Санкт-Петербург);

2) беседа (И.А. Агеева, с. Михайловское, Т.В. Логинова, г. Кызыл, С.В. Александрова, г. Киров, Ю.М. Тимчина, г. Москва);

3) игротерапия (С.В. Александрова, г. Киров, Ю.М. Тимчина, г. Москва, И.А. Агеева, с. Михайловское, Т.В. Логинова, г. Кызыл, Н.Н. Омельченко, п. Усть-Нера, Ю.А. Жарикова, г. Байконур);

4) эксперимент (Ю.А. Жарикова, г. Байконур).

Анализируя опыт работы педагогов-психологов, учителей РФ и РС (Я) можно сделать выводы, что для развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста педагоги-психологи, учителя в своей работе используют такие формы, методы, технологии как: кружковая, экспериментальная и коррекционно-педагогическая работа, классные часы, работа с привлечением родителей, технологии группового обучения, игровые и развивающие технологии; наблюдение, беседа, диагностическая работа, игротерапия, эксперимент.

Необходимо отметить, что в младшем школьном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольное внимание и его свойства. Поэтому в этот момент актуально изучение внимания и его свойств у младшего школьника.

Для того чтобы в полном объеме исследовать внимание у младших школьников, необходим подходящий комплекс методик. Именно он позволит изучить и исследовать все свойства внимания. Исследования каждого свойства внимания можно проводить с помощью следующих методик:

1) методика «Кольца Ландольта» [6];

2) тест Мюнстенберга [3];

3) методика «Запомни и расставь точки» [1];

4) методика изучения уровня внимания у школьников (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) [4];

5) методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)[5];

6) тест переплетенных линий А. Рея [4];

7) счет по Крепелину [8].

Методика «Кольца Ландольта», автора Э. Ландольта, помогает исследовать распределение внимания младших школьников.

Для определения избирательности внимания можно использовать тест Мюнстенберга, автор Г. Мюнстенберг.

Чтобы выявить уровень устойчивости внимания, нужно использовать «Методику изучения уровня внимания у школьников» (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабылицкая).

Методика «Запомни и расставь точки», в интерпретации отечественного психолога В. Богомолова предназначена для оценки объема внимания ребенка.

Для исследования концентрации и объема внимания хорошо использовать методику корректурной пробы, предложенную Бурдоном, она состоит из нескольких вариантов (букв, цифр, фигур, газетных текстов).

Тест переплетенных линий автора А. Рея предназначен для оценки концентрации и устойчивости внимания

Для изучения устойчивости внимания можно использовать тест Э. Крепелина «Счет по Крепелину».

Данные методики позволяют изучить особенности развития внимания младшего школьника. Подобранные методы и тесты помогают исследовать все свойства внимания школьника.

В практике педагогов-психологов накоплен большой опыт по эффективному развитию всех свойств внимания у детей младшего школьного возраста. Изучая и обобщая учебно-методическую литературу по данному вопросу, нами были выделены следующие группы методов и приемов, способствующие формированию свойств внимания: наглядные; игровые; специальные тренировочные упражнения; методика «Волшебные квадраты»; использование технических средств обучения для организации и развития внимания и др.

Приемы, направленные на развитие свойств внимания: словарный диктант с комментированием; обнаружение ошибок в тексте; чтение с помехой; счет с помехой; найди слово; ищи безостановочно и др.

За основу развития свойств внимания младших школьников можно взять комплекс заданий С.А. Бородиной, которая отмечает, что: «существуют определенные виды занятий, которые предъявляют высокие требования, как к отдельным свойствам внимания, так и к уровню произвольного внимания в целом. К их числу относятся упражнения, игры, специальные задания, систематическое применение которых способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста» [2].

Игры и задания, которые можно использовать не только в коллективной работе с учащимися, для профилактики невнимательности, но и на индивидуальных занятиях с отдельными учащимися, в целях: повышения уровня свойств развития внимания. Такие игры как: «Найди слово», «Чего не хватает», «Найди отличия», «Три отличия», «Зеркало», «Пишущая машинка», «День – ночь», «Будь внимателен», «Квадрат», «Муха», «Математик», «Акустики», «Счет и чтение с помехой», «Словарный диктант с комментированием», «Ищи безостановочно», «Обнаружение ошибок», «Каждой руке свое дело» необходимы и педагогам, и родителям, как на уроках, так и для занятий с детьми дома.

Итак в данной работе мы ставили перед собой цель изучить особенности развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста. Для исследования этой цели мы изучили психолого-педагогическую литературу по развитию свойств внимания, а также через обобщение опыта практиков РФ и РС (Я) выделили более эффективные на наш взгляд методы и приемы работы с детьми.