Современная быстро изменяющаяся профессиональная среда требует от выпускников вузов способности быстро реагировать на все возрастающие требования общества к уровню профессиональной подготовки. Нарастающие объемы информации, быстро изменяющиеся критерии профессиональной подготовки заставляют искать внутренние резервы личности в овладении базовыми профессиональными умениями и навыками и преобразование их в профессиональные компетенции.
Целью данной работы является исследование развития самоорганизации учебной деятельности студентов в процессе приобретения профессиональных компетенций.
Проблема психической самоорганизации привлекла внимание многих выдающихся специалистов: В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, Л.И. Божович. Но истоки ее идей следует икать еще раньше – в физиологии и психологии начала XX века: в работах А.А. Ухтомского (теория доминанты) и исследованиях представителей гештальтпсихологии, заложивших ряд общих методологических принципов.
В исследованиях самоорганизации имеется множество подходов, разрабатывающих ее отдельные аспекты, однако нет единого определения об этом явлении в психологической науке. Анализ различных определений самоорганизации показывает, что их авторы подчеркивают те ли иные особенности, которые, по их мнению, являются наиболее существенными.
В.И. Андреев считает, что самоорганизация проявляется в четком планировании своей жизни, своих дел как на день, неделю, месяц, год, так и на перспективу. А в понимании Пейсахова Н.М. она выступает как сознательное упорядочение состава, нахождение и выстраивание подсистем и элементов в наилучшем порядке, возможном для данных условий [2; 3].
Согласно мнению А.М. Новикова и Д.А. Новикова, самоорганизация выступает как процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной системы. Процессы самоорганизации происходят за счёт перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы. Отличительная особенность процессов самоорганизации – их целенаправленный, но вместе с тем и естественный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны и относительно независимы от среды [5, с. 150].
Профессионально значимые качества различных профессий рассматривались учеными на протяжении длительного времени, также они определяли содержание профессиональной компетентности.
Любая профессия, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Поэтому понятие профессиональной компетентности выражает теоретическую и практическую готовности личности к осуществлению той или иной деятельности и характеризует ее профессионализм.
Современная система образования в России выдвигает вопрос формирования профессиональной компетентности на одно из ведущих мест в подготовке будущих специалистов. Так, профессиональная компетентность является условием эффективности организации рабочего процесса, а также повышения результативности выполняемой работы.
А.В. Хуторской в работе «Общепредметное содержание образовательных стандартов» пишет: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [6].
В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.02 психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. N 200 указаны следующие компетенции, непосредственно относящиеся к нашему исследованию:
ОК-7 – способность к самоорганизации и самообразованию;
ОПК-1 – способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психологического и психофизического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях.
Таким образом, можно заметить то, что одна из перечисленных компетенций включает в себя понятие «самоорганизация», а вторая описывает отличительные особенности человека, обладающего ее навыками.
В настоящее время в вузе большую роль играет самоорганизация студента, так как современная система обучения предусматривает, что значительная часть учебного материала усваивается студентами в процессе самостоятельной работы.
Для обеспечения самоорганизации студентов важна роль и педагога. От того, как он организует свою работу, будет зависеть продуктивность работы студентов на его занятиях. Но важнейшую роль в развитии самостоятельности, формировании навыков самоконтроля и самоанализа играет правильная организация контроля в учебном процессе. По мнению психологов и педагогов, правильно организованный контроль выполняет не только функцию обратной связи, но оказывает воспитательное влияние на обучающегося: способствует повышению интереса к учению, обеспечивает формирование навыков самоконтроля и самооценки знаний. Важно, чтобы учащийся мог самостоятельно контролировать и оценивать учебные действия и полученные знания, а не полагался на преподавателя [1, с. 106].
В вузе используются различные формы проверки знаний (уплотненный опрос, фронтальная беседа, групповые задания и др.). В итоговой аттестации также могут применяться разные формы экзамена.
На основе изученной литературы был составлен опросник, позволяющий изучить влияние контроля на самоорганизацию учебной деятельности студентов [4].
Большое значение в современной системе образования имеет время, уделяемое самостоятельной работе. Опрос был проведен в Таганрогском институте имени А.П. Чехова (филиале) РГЭУ (РИНХ) в 2015 году. В нем принимали участие студенты 3 курса факультета психологии и социальной педагогики (всего 48 человек).
Так, в ходе исследования было выявлено, что большее число студентов в среднем тратит на самостоятельную работу от 1 до 2 часов, а меньшее – до 1 часа.
Ткже уровень самоорганизации учебной деятельности студента подразумевает использование источников информации различного направления. Так в качестве таких источников информации для самостоятельной работы студенты указали: 41.7 %- лекции по предмету; 25 % – дополнительная литература; 89.6 % – Интернет-ресурсы; 6.3 % – собственные знания.
На вопрос о том, от чего зависит результативность самостоятельной учебной работы, практически все единогласно ответили «от личных усилий студента». Однако центральным вопросом данного исследования стал вопрос об отношении студентов к предмету при строгой оценке готовности со стороны педагога.
Так 54.2 % опрошенных указали, что при строгой оценке педагога они уделяют большее внимание к подготовке.
Дальнейшее исследование было проведено для студентов 2,3, и 4 курсов. Ответы на вопрос «Что для Вас самостоятельная учебная работа?», представлены в табл. 1:
1. Что для Вас самостоятельная учебная работа?
А) возможность глубокого познания и изучения предмета или науки;
Б) возможность проявить себя;
В) необходимая, неотъемлемая часть обучения;
Г) возможность занять себя на время;
Таблица 1
Показатели ответов на вопрос №1
№ 1 |
А |
Б |
В |
Г |
2 курс |
34 % |
0 % |
66 % |
0 % |
3 курс |
20 % |
16 % |
59 % |
5 % |
4 курс |
25 % |
35 % |
40 % |
0 % |
Из ответов видно, что с возрастанием курса самостоятельная учебная работа рассматривается с возможность проявить себя.
Последний вопрос опросника звучит следующим образом: « Какие виды заданий для самостоятельной работы Вы могли бы предложить педагогам?»
Этот вопрос подразумевает письменный ответ. Так, каждый может предложить свой вариант самостоятельной работы. Систематизируя ответы, были предложены следующие варианты:
2 курс:
А) с помощью печатных текстов:
– выполнение домашнего здания в виде теста;
– выполнение семинаров в печатном виде;
– запись лекций в печатном виде.
Б) с помощью компьютера:
– дистанционное обучение через Интернет;
– выполнение заданий в виде презентаций;
– просмотр тематических фильмов.
В) с помощью социальных сетей:
– обсуждение вопросов и проблем со студентами и преподавателями;
– делиться ссылками на авторитетные ссылки интернет-ресурса.
Г) с помощью телефонов (смартфонов):
– использование смартфонов для доступа к интернету.
3 курс:
А) с помощью печатных текстов:
Б) с помощью компьютера:
– конспектирование в печатном виде;
– просмотр тематических фильмов;
– подготовка презентаций.
В) с помощью социальных сетей:
– составление статистики по данным социальных опросов в социальных сетях.
Г) с помощью телефонов (смартфонов):
– использование приложений и интернета на телефоне.
4 курс:
А) с помощью печатных текстов:
– опросники, тестирования, анкеты;
– лекции.
Б) с помощью компьютера:
– подготовка презентаций;
– давать лекции в электронном виде;
– общение по Интернету;
– просмотр фильмов.
В) с помощью социальных сетей:
– социальные опросы,
– проведение бесед с преподавателями.
Г) с помощью телефонов (смартфонов):
– разрешить пользование на «парах»;
– рассылка домашнего задания.
Показатели ответов на вопросы данного опросника в целом также доказывают положительную динамику в формировании самоорганизации учебной деятельности среди студентов в зависимости от повышения курса обучения. Что в свою очередь свидетельствует о формировании профессионально-значимых компетенций,
В дальнейшем исследовании был использован опросник А.Д. Ишкова «Диагностика особенностей самоорганизации» (ДОС) [2].
Эта методика позволяет определить не только уровень самоорганизации, но и уровни шести дополнительных критериев: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция и волевые усилия.
Данный опросник представляет собой 39 утверждений, которые не являются правильными или неправильными, а лишь констатируют различия в деятельности людей. Респондентам предлагается внимательно прочитать эти утверждения и каждое из них оценить по шестибальной шкале. Данная шкала предлагает шесть вариантов ответов, каждый их которых имеет числовое значение: не согласен полностью (-3); не согласен частично (-2); скорее не согласен, чем согласен (-1); скорее согласен, чем не согласен (+1); согласен частично (+2); согласен полностью (+3). В ходе работы с опросником, необходимо вписать полученные балы в свободную ячейку справа от номера соответствующего утверждения на «Бланке ответов». Далее определялся процент выраженности компонента для представителей различных курсов.
В проведении данного опроса участвовали студенты ТИ имени А.П. Чехова РГЭУ (РИНХ) факультета психологии и социальной педагогики 1-го, 2-го и 3-го курсов. Общее количество учащихся составило 39 человек. В табл. 2 приведены значения параметров самоорганизации студентов различных курсов.
Таблица 2
Диагностика особенностей самоорганизации среди студентов
Компоненты самоорганизации учебной деятельности студентов |
|||||||
№ |
Целеполагание |
Анализ ситуации |
Планирование |
Самоконтроль |
Коррекция |
Волевые усилия |
Самоорганизация |
1 курс |
62,4 % |
52,9 % |
49 % |
53,9 % |
48,2 % |
56,6 % |
53,9 % |
2 курс |
71,2 % |
65,9 % |
62,7 % |
66,1 % |
47,9 % |
63,1 % |
62,8 % |
3 курс |
73,8 % |
67,8 % |
62,8 % |
66,2 % |
48,2 % |
65,9 % |
64,1 % |
Из таблицы видно, что с ростом курса практически все параметры самоорганизации растут, что говорит о тенденции к развитию соответствующей компетенции «ОК-7 – способность к самоорганизации и самообразованию».
По итогам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Современная ориентация учебного процесса в высшей школе на развитие профессиональных компетенций способствует развитию самоорганизации студентов с повышением курсов.
2. Необходимо развивать ориентацию учебного процесса на современные информационные технологии, так они являются главным источником для развития самостоятельности в приобретении знаний студентами.
3. Необходимо учитывать обратные связи от студентов в формировании самоорганизации учебной деятельности студентов в вузе.
Работа поддержана грантом РГНФ 15.06.00039.