Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

TENTATIVE CALENDAR-THEMATIC PLANNING FIRST CLASS ACADEMIC SUBJECT «MUSIC» FOR PUPILS WITH MILD MENTAL RETARDATION

Evtushenko I.V. 1
1 Moscow State Pedagogical University
One of the problems of national special education is to provide updated content «Music» of the subject to mentally retarded students, corresponding to modern requirements of the Federal state educational standard of education of students with mental retardation (intellectual disabilities) and about the adapted basic secondary education program students with mental retardation (intellectual disabilities). Violations of higher mental functions in mentally retarded students are common in nature and determine the need for development of effective correctional-developing technologies, normalizes impaired function, it is possible for teachers to identify the effectiveness of a special musical and educational process. The materials of domestic psychological and educational research results presented relatively little musical education of mentally retarded children of primary school age. The article presents research materials carried out in the framework organized by the Ministry of Education and Science Russia «Development of software and methodical and educational and didactic ensuring implementation of the requirements of the Federal state educational standard primary education of students with disabilities and the Federal state educational standard of education of students with mental retardation (intellectual disabilities) (1 class)».
music education
mentally retarded students
music
singing

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) учебный предмет «Музыка» является обязательным учебным предметом предметной области «Искусство и проводится в первом дополнительном, и с первого по пятый классы. Еженедельно в первом дополнительном и первом классах на учебный предмет «Музыка» выделяется два часа, а со второго по пятый класс – один час в неделю. При составлении расписания в первом дополнительном и первом классах необходимо равномерное распределение занятий в течение учебной недели.

В табл. 1–4 представлено примерное календарно-тематическое планирование учебного предмета «Музыка» в первом классе [1–26].

К планируемым результатам освоения учебного предмета «Музыка» в первом дополнительном классе можно отнести:

– личностные результаты: наличие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарных эстетических суждений; наличие эмоциональной отзывчивости на прослушанную музыку; элементарный опыт музыкальной деятельности;

– предметные результаты: определение содержания знакомых музыкальных произведений; представления о музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша; передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом); определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные).

Таблица 1

1 четверть, 16 часов

п/п

Тема урока

Цель

Основные виды деятельности

Часы

1.

Вводный урок

Ознакомление с содержанием учебного предмета «Музыка»

Знакомство обучающихся с музыкальным кабинетом, правилами поведения на уроках музыки и краткое описание последующей музыкальной деятельности. Выявление предыдущего музыкального опыта, интересов и предпочтений обучающихся.

Хоровое пение: исполнение известных и любимых детьми песен.

Слушание музыки: детские песни из популярных отечественных мультфильмов

Музыкально-дидактические игры

1

2.

«Домашние животные»

Формирование элементарных певческих умений и навыков слушания музыки

Хоровое пение:

Серенькая кошечка. Музыка В. Витлина, слова Н. Найденовой

Веселые гуси. Украинская народная песня

Слушание музыки:

Три поросенка. Музыка М. Протасова, слова Н. Соловьевой

Бабушкин козлик. Русская народная песня. Обработка Ю. Слонова

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

6

3.

Обобщение по теме: «Домашние животные»

Закрепление сформировавшихся ранее умений и навыков

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

1

4.

«Урожай собирай»

Знакомство с музыкальными произведениями об осени

Хоровое пение:

Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной

Во поле береза стояла. Русская народная песня

Савка и Гришка. Белорусская народная песня

Слушание музыки:

На горе-то калина. Русская народная песня.

Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой.

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

7

5.

Обобщение по теме: «Урожай собирай»

Закрепление сформированных представлений на уроках по теме

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

Музыкально-дидактические игры

1

Таблица 2

2 четверть, 16 часов

п/п

Тема урока

Цель

Основные виды деятельности

Часы

1.

«К нам гости пришли»

Воспитание гостеприимства, развитие эмоциональной отзывчивости на песни праздничного характера

Хоровое пение:

К нам гости пришли. Музыка Ан. Александрова, слова М. Ивенсен

Частушки-топотушки. Музыка Л. Маковской, слова И. Черницкой

Слушание музыки:

Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.

Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

6

2.

Обобщение по теме: «К нам гости пришли»

Закрепление сформированных на уроках по теме качеств

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

3.

«Новогодний хоровод»

Создание праздничного, радостного, предновогоднего настроения

Хоровое пение:

Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой

Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука)

Слушание музыки:

Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен)

Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

7

4.

Обобщение по теме: «Новогодний хоровод»

Закрепление качеств, полученных на уроках по теме

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

5.

Контрольно-обобщающий урок

Выявление успешности овладения обучающимися ранее изученным материалом

Хоровое пение: повторение изученного песенного репертуара за 1–2 четверть

Слушание музыки: повторение и обобщение изученного музыкального материала для слушания за 1–2 четверть

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

Таблица 3

3 четверть, 17 часов

п/п

Тема урока

Цель

Основные виды деятельности

Часы

1.

«Защитники Отечества»

Формирование патриотических чувств, готовности к защите Родины

Хоровое пение:

Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина

Слушание музыки:

Бескозырка белая. Музыка народная, слова З. Александровой

3

2.

«Девочек наших мы поздравляем»

Воспитание заботливого отношения мальчиков к девочкам

Хоровое пение:

Песню девочкам поем. Музыка Т. Попатенко, слова З. Петровой

Маме в день 8 марта. Музыка Е. Тиличеевой, слова М. Ивенсен

Слушание музыки:

П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро»

Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

5

2.

Обобщение по темам: «Защитники Отечества»; «Девочек наших мы поздравляем»

Закрепление качеств, полученных на уроках по темам

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по темам

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по темам

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

3.

«Дружба крепкая»

Развитие понимания содержания песни на основе текста и характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного)

Хоровое пение:

Песня друзей. Из Мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина

Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

Слушание музыки:

На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.

А. Спадавеккиа – Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка»

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

7

4.

Обобщение по теме: «Дружба крепкая»

Закрепление качеств, полученных на уроках по теме

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

Таблица 4

4 четверть, 17 часов

№ п/п

Тема урока

Цель

Основные виды деятельности

Часы

1.

«Трудимся с охотой»

Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности

Хоровое пение:

Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина

На мосточке. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко

Слушание музыки:

К. Вебер. Хор охотников. Из оперы «Волшебный стрелок»

Д. Кабалевский. Клоуны

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

7

2.

Обобщение по теме: «Трудимся с охотой»

Закрепление качеств, сформированных на уроках по теме

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

3.

«Вот оно какое наше лето»

Знакомство с музыкальными произведениями, посвященными летнему отдыху

Хоровое пение:

Песенка Львенка и Черепахи. Из мультфильма «Как Львенок и Черепаха пели песню». Музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова

Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова

Слушание музыки:

Е. Крылатов – Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето»

М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка»

И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

7

4.

Обобщение по теме: «Вот оно какое наше лето»

Закрепление знаний, сформированных на уроках по теме

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

5.

Контрольно-обобщающий урок

Выявление успешности овладения обучающимися ранее изученным материалом

Хоровое пение: повторение изученного песенного репертуара за учебный год

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания за учебный год

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1