Сегодня всё большее внимание уделяется человеку как личности - его сознанию, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умением самостоятельно и гибко мыслить, интенсивно творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.
В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого найти новые формы и причины позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и образования учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможностей.
Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значительной степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными [1, с. 25].
Нетрадиционные формы урока, реализуются, как правило, после изучения какой – либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знания учащихся. Также уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создаёт атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снижает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.
Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видеотехники, выставок, буклетов, стендов). На таких уроках удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера.
Нетрадиционные уроки помогают учителю осуществлять контроль знаний, умений и навыков, учащихся по определённой теме; обеспечить деловую, рабочую атмосферу, серьёзное отношение учащихся к уроку; предусмотреть минимальное участие на уроке учителя [5, с. 43].
Нетрадиционный подход к преподаванию биологиии способствует развитию детей, учит их приёмам анализа и синтеза, составлению логических схем простейшего характера, позволяет формировать более глубокий интерес к предмету, стремление самостоятельно расширять свои знания. Учащиеся больше читают, более свободно владеют грамотной речью, они не боятся высказывать своё мнение, начиная ответ словами: «Я полагаю…», «Я думаю…», «На мой взгляд…».
Маленькие самостоятельные отступления в процессе обучения имеют большое значение для развития личности, формируется дух поиска, в который включаются и слабые учащиеся, так как чувствуют себя в этом процессе активными его участниками.
Идя на каждый урок, учитель биологиии должен определить для себя первоочередные задачи: как сделать урок интересным, как активизировать деятельность учащихся на уроке, как не только передать ребятам определённую сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытий, воспитать потребность узнавать всё больше и больше,- дать учащимся глубокие и прочные знания по биологиии, вырабатывать навыки и умения применять их на практике.
Увеличение объёма информации (в том числе учебной), обрушивающейся на современных учащихся хорошо известное явление. Вступая в жизнь, ученик радуется новому, ему интересно. Но проходит время, и наступает «перенасыщение» знаниями, которые начинают отягощать сознание ребёнка. В результате теряется интерес к учёбе и рождается обычный троечник. Чтобы этого не произошло, нужно повышать занимательность учебного материала [4, с. 18].
Сегодня практически любой учитель биологиии применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующего на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках скромного количества предметных часов, на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, на модернизацию активных форм обучения биологиии.
Арсенал форм уроков современного учителя биологиии не просто обновляется под влиянием, прежде всего, усиливающейся роли личности учащихся в обучении, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Действительно, учитель в меру своих возможностей пытается на уроке удивить школьника, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причём в позиции активного игрока.
С другой стороны, перед современным учителем биологиии стоят проблемы, связанные с пересмотром содержания предмета – альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого, выбор пути развития в тот или иной период, прогнозирование событий и явлений, нравственно-этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения опыта ведения диалога, спора и приобщения к творческой деятельности. Умелое общение становится важнейшим фактором в нашей непростой жизни и залогом успеха подрастающего поколения в их последующей деятельности. Коммуникативный диалог и способность к моделированию – это важное умение человека будущего [3, c. 54].
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что понятие «нетрадиционная форма урока», не имеет чёткого определения, остаётся крайне расплывчатым. Стоит отметить и обилие синонимов, среди которых «нетрадиционный урок», «нетрадиционные технологии урока», «нетрадиционные виды уроков».
Можно выделить два основных подхода к пониманию нестандартных форм урока. Первый подход трактует данный тип урока, как отход от чёткой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приёмов. При втором подходе под нестандартными формами урока подразумеваются формы урока, появившиеся в последнее время и завоёвывающие всё более прочные позиции в современной школе.
В научной литературе наметилась тенденция рассматривать нестандартные формы урока как формы интерактивного обучения или учебные знания «в режиме интерактива» (взаимодействия).
Г.К. Селевко предлагает рассматривать нестандартные формы урока как «технологии». Он употребляет термин «нетрадиционные технологии урока» и характеризует их как «основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания нетрадиционных структурах и методах»[5, с. 132].
Нестандартные формы урока могут стать основой для продолжения одного из серьёзнейших претворений современной образовательной системы между потребностью общества в новых подходах и организации учебного воспитательного процесса и целесообразностью сохранения традиционных форм обучения и воспитания.
Таким образом, большинство методистов отмечают, что с одной стороны, использование нестандартных форм урока способствовало решению задач творческого развития личности, а с другой стороны, привело к снижению уровня образованности, так как, несмотря на высокую степень эффективности нестандартных форм урока в процессе обучения они имеют и свои минусы. Как отмечает Махмутов М.И. «…практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение к ним может дать обратный результат. Это объясняется различным потенциалом нестандартных форм урока в реализации целей обучения и тем, что у каждой из форм есть свои сильные и слабые стороны» [2, C. 16].
Термин «нестандартный урок» к применению предложил И.П. Подласый. В педагогике вместе с понятием «нестандартный» применяются и другие определения: «нетрадиционный», «свободный», «особый» и т.п.
Нестандартный урок является уроком с многообразием видов деятельности и источников информации, поли или метапредметного содержания, преследующий развивающую цель, характеризующийся отсутствием шаблона и наличием проблемной ситуации, урок с особо гибкой структурой. Определяющей особенностью такого урока, считается изменения в личностно-ценностной сфере учащихся: появление интеллектуальных чувств (интереса, восторга, удивления, сомнения), стремление к участию в коллективной познавательной деятельности.
В настоящее время в литературе предлагается свыше ста вариантов нестандартных уроков, но не представлена единая их типология. Разработка типов нестандартных уроков по биологии в старших классах зависит от их дидактических целей: урок изучения нового материала; урок освоения знаний и умений; урок обобшения и систематизации знаний; урок контроля.
Как показывает анализ педагогических исследований и практических наблюдений, проявляется интерес к проблеме нестандартных уроков в процессе обучения в общеобразовательных школах и активизации учащихся.
В связи с этим, в последние десять лет наблюдается, что ученые-педагоги и психологи обращают особое внимание на нестандартные уроки. Так как нестандартные уроки вместе с расширением возможностей урока, дают возможность для формирования личностных качеств учащихся и лучшему освоению знаний.
В конце ХХ века в психо-педагогических науках появились следующие направления: обучение и развитие младших школьников (Л.В. Занков); развитие теоретического мышления (В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин), формирование умственной деятельности (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), формирование познавательного интереса (Г.И. Щукина), новые методы обучения (В.Ф. Шаталов, И.Я. Лернер), интегративное и дифференцированное обучение (М.А. Менчинская, Г.С. Костюк), развитие познавательной активности учащихся начальной школы (Ш.А. Амонашвили), оптимизация обучения (Ю.К. Бабанский), основные принципы системного подхода к содержанию образования в школе (М.Н. Скаткин, В.В. Давыдов, М.И. Махмутов и др.). Они внесли определенный вклад в разработку психо-педагогических и дидактических проблем урока, являющихся основной формой организации обучения.
В теории обучения пока нет единого мнения о типах и особых признаках нестандартных уроков. Феномен нестандартного урока нуждается в теоретическом анализе.
Как считает Онищук В.А: «нестандартные уроки в последние сто лет есть отстранение от традиционного урока в применении и создании основных форм обучения, как встречается в практике школ. Это отстранение относится к методике содержанию и основам организации урока» [3, с. 17].
Анализ многочисленных нестандартных уроков убедил нас в том, что их дидактическая структура полностью традиционная. На всех исследованных уроках сохранилась точная последовательность: опрос, объяснение нового материала, закрепление и контроль знаний, домашнее задание. Не только психо-педагогическая литература, но и передовой опыт нестандартных уроков, проведенных учителями по многим учебным дисциплинам, показали, что им характерны традиционные дидактические структуры.
Л.Н. Соколова считает, что «Нестандартный урок – урок, имеющий многочисленные виды деятельности и источники информации, поли или метапредметного содержания, преследующий развивающую цель, характеризующийся отсутствием шаблона и наличием проблемной ситуации, целенаправленно влияющий на ценностную среду учащегося, особо гибкую структуру» [6, c. 49].
Многие ученые считают, что урок должен отличаться совместным творчеством учителя и ученика, обеспечивающим единство воспитания и обучения, характеризующееся эстетическо-эмоциональной прозрачностью, воспитательной целью.
До сих пор существующие теоретические концепции отражали основные требования психо-педагогической теории и практики, внося определенный вклад в проведение различных уроков, в том числе нестандартных. Но ни одна из них с 80-х годов специально не рассматривала проблемы изучения и проведения нестандартных уроков, пришедших на замену традиционных уроков. В традиционном обучении, во-первых, до последнего класса сохраняется шаблонная структура урока: односторонность уроков; отсутствие самостоятельности учащихся; слабость связи; усредненный подход; трудности для слабых учеников, ориентир на среднего ученика, препятствующий развитию способностей сильных учеников.
В настоящее время в школе, какой бы то ни был предмет, для качественного его преподавания активизируют учащихся в учебном процессе, всё больше особое значение преобретают методы и методические приемы, способствующие самостоятельному овладению школьного учебного материала. В этой связи, в задачах, поставленных перед общеобразовательной школой, особое внимание обращается на развитие творческого потенциала личности, вместе с использованием их учениками на практике, формирование самостоятельно дополняющих навыков. Вместе с усложнением в обществе информации, быстрой смены технологий, перед образованием ставятся следующие задачи: подготовка будущего поколения, способного самостоятельно овладеть большим потоком информации, формирование у них знаний, умений и необходимых для жизни навыков.
Эффективным считается учебный такой процесс, в котором ученик является активным субъектом, способным самостоятельно получать знания, применять их в жизни. Поэтому основные показатели производительности обучения – формирование самостоятельности и активности учащихся, реализующихся в процессе проведения нестандартных уроков. Эта проблема стоит в поле зрения многих ученых, доказавших, что основной эффективный фактор познавательной активности и самостоятельности учащихся является формирование творческой личности, ее внутреннего мира.
В этой связи, учителя-новаторы в своей практике в учебном процессе используют нестандартные уроки, обеспечивающие самостоятельность учащихся. На этих уроках каждый ученик имеет возможность высказать свое мнение, может участвовать в обсуждении вопросов или ответов своих одноклассников и т.п.
Старые традиции утратили свое применение в обучении и воспитании подрастающего поколения, что вызвало творческий рост среди передовых учителей. Начался поиск новых методов и форм обучения, соответствующих школе и формирующих у учащихся интерес, творчество, самостоятельность и активность. «Нестандартный урок» как педагогический термин включает в себя все виды уроков, неодинаковых, непостоянных и нетиповых, где для освоения учебного материала активно общаются и взаимодействуют учитель и ученики.
Здесь определены особенности обучения, включающие особенности предмета естествознание в старших классах (на примере биологии) при обучении предмета, а также особенности психологического и интеллектуального развития учащихся.
В качестве средства формирования самостоятельности старших классов при обосновании нестандартных уроков обосновано чтение по философии, методологии и педагогике. А также в итоге проделанной работы теоретически обоснован набор функций нестандартных уроков, дающих возможность для эффективного развития самостоятельности при обучении биологии в старших классах: это образовательная, воспитательная, развивающая, информационная, поддерживающая, рефлексивная, интгерационная, а также формирующая самостоятельность.