Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425


1067 KB
Сопротивление материалов представляет собой одну из первых инженерных дисциплин в учебном плане высшего технического учебного заведения любой специальности. Изучая сопротивление материалов, студенты знакомятся с приемами расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость. Приобретенные при этом знания в значительной степени облегчают усвоение последующих специальных дисциплин. В сопротивлении материалов опыт и теория тесно увязаны между собой, наука эта является одновременно теоретической и опытной. Все положения, на которых основаны выводы теории сопротивления материалов, базируются на изучении поведения под нагрузкой различных тел (образцов), сделанных из реальных материалов. Из этого вытекает, что для сознательного изучения этих выводов прежде всего надо изучить на опыте работу образцов материалов при их нагружении.

Проведение студентами лабораторных работ по сопротивлению материалов ставит своей основной целью формирование умений и навыков самостоятельной работы при экспериментальном изучении свойств материалов.

В учебном пособии представлены следующие лабораторные работы: испытание на растяжение стального образца; испытание на сжатие стального и чугунного образцов; испытание на сжатие деревянных образцов вдоль и поперек волокон; испытание на двойной срез; кручение стержней круглого сечения; определение модуля упругости Е и коэффициента Пуассона ц; определение напряжений в брусе прямоугольного поперечного сечения при чистом изгибе; опытная проверка теории поперечного изгиба; определение прогиба балки при поперечном изгибе; построение упругой линии балки; проверка теоремы о взаимности работ и перемещений; определение напряжений при косом изгибе; косой изгиб; определение напряжений при внецентренном растяжении сил; определение перемещений плоской рамы; проверка теоремы о взаимности перемещений; определение реакции на средней опоре в двухпролетной ста
тически неопределимой балки; свободное кручение тонкостенного стержня; стесненное кручение тонкостенного упругого стержня; определение критической силы сжатого стержня; усталость металлов.

Описание всех лабораторных работ выполнено по единой форме: цель работы; описание испытательной машины или лабораторной установки; порядок проведения испытания; обработка результатов испытаний; контрольные вопросы.

Данное пособие опубликовано в электронной библиотеке системы федеральных образовательных порталов: http:window.edu.ru/ window/library (Свидетельство о публикации Рег. № 04-06/1077, 2006г.).

После апробации учебного пособия со студентами дневного и заочного отделений нами была начата работа по созданию виртуальных лабораторных работ по курсу «Сопротивление материалов». К настоящему времени подготовлены и используются в учебном процессе 9 виртуальных лабораторных. Компьютерные программы имитирующие проведение лабораторных работ за счет использования генератора случайных чисел и специальных фильтров позволяют студенту получать экспериментальные данные с реальными отклонениями от расчетных значений. Более того, при исследовании, например, балки на изгиб, работа может проводится, как на лабораторной установки, так и на объекте имеющим реальные размеры. Для студентов дневного и заочного отделений проводятся лабораторные работы на реальных установках, а экспериментальные данные каждый студент получает индивидуально в процессе проведения виртуального эксперимента. Таким образом, каждый студент должен самостоятельно обработать результаты эксперимента и сделать соответствующие выводы. Студенты (слушатели), которые проходят обучение по системе дистанционного образования самостоятельно готовятся и проводят виртуальные лабораторные работы используя интернет ресурсы университета. Практика показала, что использование виртуальных лабораторных работ позволяет студенту лучше усвоить изучаемый материал и познакомиться с особенностями напряженно-деформированного состояния реальных конструкций при различных видах нагружения.


Работа представлена на Международную научную конференцию «Актуальные вопросы науки и образования», Москва, 11-13 мая 2010. Поступила в редакцию 28.04.2010.