За последние 30–40 лет в развитых странах наблюдается достоверное снижение функциональных возможностей организма, которые зависят от его физиологических резервов [1].
Физическая активность – важнейший фактор взаимодействия организма человека с окружающей средой и повышения его устойчивости к физической деятельности и умственному напряжению, отдельным заболеваниям и вредным действиям окружающей среды. Ограничения в движениях (гиподинамия), пассивный образ жизни приводят к различным предпатологическим и патологическим изменениям в организме человека [2]. Всем известно, при высокой физической активности все органы и системы работают весьма экономично, адаптационные резервы велики, сопротивляемость организма к неблагоприятным условиям высокая. Так, например, у физически тренированных лиц по сравнению с нетренированными наблюдается лучшая переносимость кислородного голодания. Адекватная физическая нагрузка обеспечивает: физическое и психическое здоровье, поддержание физиологических резервов организма на соответствующем уровне, подвижность суставов, прочность и эластичность связочного аппарата, оптимальную физическую и умственную работоспособность, устойчивость к стрессам, ровное, хорошее настроение [1].
Насущными проблемами человека, живущего в цивилизованном мире, стали чрезмерная спешка, беспокойство и избыток поводов, на которые он вынужден реагировать. В этих условиях физические и психологические нагрузки приводят к перенапряжению. Оно имеет свойство быть протяженным во времени и накапливаться. Поскольку наши душа и тело – единое целое, то нервно-мышечное перенапряжение способствует повышенному психическому напряжению и раздражительности. Если человек, пребывая в таком состоянии, пытается расслабиться, он нередко достигает совершенно противоположного результата. Общее расслабление (особенно переживаемое в психическом плане) возможно лишь при релаксации всех скелетных мышц [1].
Благодаря хорошей физической активности, а также умению хорошо расслабляться укрепляется организм занимающихся, что сказывается на хорошей работоспособности и жизнедеятельности организма в целом. И это важно поддерживать не только в период учебной деятельности студентов, благодаря организованным занятиям физической культурой и спортом, но и в свободное время при самостоятельных занятиях и занятиях в спортивных секциях.
Цель исследования – изучить активность занятий физическими упражнениями студентов в свободное время и их заинтересованность в изучении тем методико-практического раздела дисциплины «Физическая культура». Исходя из цели, мы поставили следующие задачи:
Выяснить, занимаются ли студенты физкультурой и спортом в свободное время.
Определить, какие темы методико-практического раздела дисциплины «Физическая культура» наиболее интересны студентам.
Разработать методические рекомендации для самостоятельных занятий физическими упражнениями студентов.
Материалы и методы исследования
В исследовании участвовали студенты 1–3 курсов дневного отделения в количестве 106 человек, обучающиеся в ТИ (Ф) СВФУ. Исследование проводилось путем анкетирования в 2015 г.
Результаты исследования и их обсуждение
Для определения активности занятий физическими упражнениями студентов в свободное время, мы попросили ответить их на несколько вопросов и выяснили, что физическая активность у большинства опрошенных студентов, невысокая, особенно во время сессии и каникул, а также в утренние часы. На вопрос «Занимаешься ли ты физкультурой и спортом во время сессии?» утвердительно ответили 24 % студентов, отрицательно – 72 %, лишь иногда – 4 %. Примерно такие же ответы были и на вопрос «Занимаешься ли физкультурой и спортом во время сессии?»: 26 %, 56 % и 18 % соответственно. В отношении утренней зарядки можно констатировать, что только 7 % студентов ее делают постоянно, 35 % лишь иногда и 58 % не делают. Лишь посещая спортивные секции и факультативы в свободное время, многие студенты проявляют активность. Причиной этому является возможность у студентов заниматься спортом в организованных институтом секциях.
В связи с таким положением дел мы решили выяснить заинтересованность студентов к темам методико-практического раздела дисциплины «Физическая культура» и на этой основе разработать методические рекомендации и комплексы упражнений, позволяющие заниматься самостоятельно.
На вопрос «Какие разделы методико-практического раздела для тебя наиболее интересны?» мы получили следующие ответы (табл.1).
Таблица 1
Заинтересованность студентов в изучении тем методико-практического раздела дисциплины «Физическая культура»
Темы методико-практического раздела |
Количество ответов, % |
Средства и методы мышечной релаксации в спорте |
32 |
Методика проведения учебно-тренировочного занятия |
20 |
Самооценка уровня и динамики общей и специальной физической подготовленности |
17 |
Регулирование работоспособности студента в учебном году |
13 |
Профессиограмма специалиста. Виды спорта и упражнения профессионально-прикладной физической подготовки |
7 |
Основы методики самомассажа |
6 |
Комплекс мероприятий оздоровительно-профилактической направленности для специалиста |
3 |
Определение индивидуального уровня здоровья |
2 |
Оценка двигательной активности и суточных энергетических затрат |
- |
Самоконтроль за функциональным состоянием организма в процессе занятий ФК и С (ведение дневника самоконтроля) |
- |
Из полученных результатов можно видеть, что большинству студентов наиболее интересны средства и методы мышечной релаксации, знания методики проведения занятий, самооценки уровня подготовленности, а также темы, связанные с регулированием работоспособности студента в учебном году.
Учитывая интересы студентов, на кафедре физического воспитания ТИ (ф) СВФУ разработаны методические рекомендации и комплексы упражнений для самостоятельных занятий студентов на релаксацию. Данный раздел представлен в методичке «Хода Л.Д. Социально-биологические основы адаптации человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания». Основой послужила методика Ж. Джекобсона, которую успешно студенты осваивают на учебных занятиях. Важно научить студентов чувствовать разницу между мышечным напряжением и расслаблением. Для этого выполняются упражнения в удобной позе в чередовании напряжений и расслаблений различных мышечных групп рук, ног, туловища, глаз, лицевых мышц, а также умственной деятельности.
Для углубленного изучения методики проведения учебно-тренировочного занятия разработаны методические рекомендации «Хода Л.Д. Физкультурное занятие», включающие структуру занятия, средства и методы его проведения и примерные планы-конспекты самостоятельных занятий по различным видам спорта. Особый интерес вызывают занятия атлетической гимнастикой (табл. 2) и комплексное развитие физических качеств методом круговой тренировки (табл. 3).
Таблица 2
Комплекс атлетической гимнастики
Содержание |
Дозировка |
Упражнения для мышц живота 1. И.п.: упор на брусьях. Подъем слегка согнутых ног вперед 2. И.п.: лежа на наклонной доске, ноги закреплены, руки за голову. Подъем туловища, наклоняясь максимально вперед. |
3х 7 раз 3х15 раз |
Упражнения для мышц спины 3. И.п.: сед в тренажере, хват за верхний блок, тяга верхнего блока к груди. 4. И.п.: сед на полу, хват за нижний блок впереди, тяга нижнего блока к животу. |
4х16 раз 4х16 раз |
Упражнения для мышц ног 5. И.п.: сед в тренажере в полунаклоне назад, ноги согнуты к груди с упором на отягощения, жим ногами. 6. И.п.: лежа на животе в тренажере, ножной блок на уровне пяток, ноги под блоком, сгибание ног в тренажере. 7. И.п.: сед, голень в станке, подъем на носки. |
3х10 раз 3х14 раз 4х16 раз |
Упражнения для мышц груди 8. И.п.: лежа на спине на скамье, штанга на груди, жим штанги. 9. И.п.: то же с гантелями весом 5 кг. Разводка гантелей в стороны. |
4х8 раз 3х16 раз |
Упражнения для мышц плечевого пояса 10. И.п.: стойка ноги врозь, гантели внизу, подъем гантелей в стороны. 11. И.п.: то же, поочередное поднимание гантелей вперед. |
3х16 раз 3х16 раз. |
Упражнения для мышц рук 12. И.п.: сидя лицом к тренажеру, хват за гриф станка снизу, сгибание рук на себя. 13. И.п.: лежа на спине, гантель (вес 5 кг) в сомкнутых руках за головой, разгибание рук. |
5х16 раз 5х16 раз |
Упражнения для мышц поясничного отдела 14. И.п.: упор согнувшись на бедрах в тренажере, руки за голову, разгибание туловища. 15. И.п.: лежа на животе на скамье, ноги опущены вниз, хват руками спереди за скамьей, поднимание ног с прогибанием. |
3х12 раз 3х12 раз |
Таблица 3
Комплексное развитие физических качеств методом круговой тренировки
Содержание |
Дозировка |
Время отдыха между станциями |
Станция 1. Бег на прямых ногах 20м |
1 раз |
15–20 с |
Станция 2. Выпрыгивания из полуприседа, сопровождая взмахом рук вверх |
10 раз |
20–25 с |
Станция 3. Лежа на спине, поднимание прямых ног вверх, руками держаться за нижнюю перекладину гимнастической лестницы |
10 раз |
25–30 с |
Станция 4. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (сидя, в упоре сзади) |
20 раз |
20–25 с |
Станция 5. Поднимание правой (левой) ноги вперед до уровня пояса (в сторону), стоя боком к месту опоры |
10 раз |
15–20 с |
Станция 6. Прыжки через гимнастическую скамейку сбоку, продвигаясь вперед по всей длине |
4–8 прыжков |
25–30 с |
Станция 7. Лежа на животе, руки впереди, поднять набивной мяч (1 кг) вверх |
10 раз |
35–50 с |
Регулирование работоспособности студента представлено в методических рекомендациях «Прокопенко Л.А. Средства и методы физической культуры в регулировании работоспособности студентов в отдельные периоды учебного года», которые предназначены к использованию в экзаменационный период, а также в свободное время, как в учебный период, так и на каникулах. Среди оздоровительно-рекреативных мероприятий, обеспечивающих необходимую дозу двигательной активности в свободное время, предлагаются пешие прогулки, ходьба и бег на лыжах, популярная в настоящее время езда на велосипеде, кросс, плавание, атлетическая гимнастика.
Для оказания помощи студентам в подборе средств профессионально-прикладной физической подготовки по выбранной специальности разработаны методические материалы «Прокопенко Л.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов». В качестве средств развития профессионально важных физических качеств предлагаются физические упражнения: на развитие общей (динамической) выносливости, статической выносливости (для мышц спины и брюшного пресса), на развитие ловкости, точности движений и дифференцирования мышечных усилий, быстроты движений и реакции, гибкости, мышечной силы, а также упражнения на сохранение правильной осанки, развитие устойчивости при выполнении работ на высокой и узкой опоре. Для совершенствования профессионально важных психофизиологических функций разработаны упражнения на внимание, оперативное мышление, на умения расслаблять мышцы, аутогенная тренировка, специальные дыхательные упражнения.
Все представленные методические рекомендации имеются в свободном доступе для студентов в электронном виде в виртуальной образовательной среде ТИ (ф) СВФУ «Moodle», что позволяет использовать их для самостоятельных занятий по повышению физической активности в свободное время.
Выводы
Таким образом, можно сделать вывод, что студенты не осознают всю важность физической активности в свободное время, а вместе с этим ее влияние как на здоровье, так и на самочувствие в целом. Наиболее интересными темами методико-практического раздела дисциплины «Физическая культура» студентов являются «Средства и методы мышечной релаксации», «Методика проведения учебно-тренировочного занятия», «Самооценка уровня физической подготовленности», «Регулирование работоспособности студента в учебном году», «Профессиограмма специалиста. Виды спорта и упражнения профессионально-прикладной физической подготовки». Для повышения активности самостоятельных занятий физическими упражнениями студентов на кафедре физического воспитания ТИ (ф) СВФУ разработаны методические рекомендации по соответствующим темам.