Одним из инструментов управления в деятельности бюджетной организации (муниципальной, автономной и др.) , является проведение оценки деятельности. Данная оценка может включать как оценку эффективности и результативности деятельности по данным плана финансово-хозяйственной деятельности и фактическому выполнению запланированных показателей, так и оценку качества выполнения показателей муниципального задания.
Функционирование системы здравоохранения не обходится без кадровых ресурсов, финансовых средств, материально-технической обеспеченности (помещения, оборудование, материалы, транспорт, связь и др.) . При этом эффективное руководство деятельностью учреждения здравоохранения предопределяет эффективность использования всех этих средств. Поэтому важное внимание уделяется вопросам оценки деятельности учреждения сферы здравоохранения.
Цель исследования – разработать комплексную методику оценки деятельности муниципальных учреждений в сфере здравоохранения.
В процессе исследования применялись такие методы, как сбор фактов, сравнение, горизонтальный и вертикальный анализ, коэффициентный метод, выдвижение гипотез.
Следует отметить, что в трудах российских авторов не встречается комплексная методика оценки деятельности учреждения здравоохранения, так как деятельность бюджетных организаций до недавнего времени вообще не подвергалась экономическому анализу. В настоящее время государство стало задумываться об эффективности и экономности использования бюджетных средств, выделенных как субсидий для выполнения муниципальных заданий бюджетными и автономными организациями. Поэтому вопросы оценки эффективности и результативности деятельности учреждений, методы и методики оценки становятся не менее важными, чем в деятельности коммерческих организаций.
Информационную основу исследования составили данные бухгалтерской и статистической отчетности учреждения здравоохранения – городской клинической больницы №6 г. Челябинска за 2013-2015 гг. (баланс учреждения, план финансово-хозяйственной деятельности, муниципальное задание, статистические показатели) .
Предлагаемая автором исследования комплексная методика оценки деятельности учреждения сферы здравоохранения позволяет определить не только эффективность работы конкретного учреждения здравоохранения, оценить выполнение им муниципального задания, дать оценку здоровья населения, прикрепленного к этому учреждению здравоохранения. Методы исследования основываются на способах горизонтального и вертикального анализа, представленных в трудах Л.Т. Гиляровской [3] и Г.В. Савицкой [2].
Итак, методика оценки деятельности учреждения здравоохранения включает следующие направления:
1. Оценка эффективности и результативности выполнения муниципального задания;
2. Оценка штатной укомплектованности (определение процента обеспеченности персоналом той или иной квалификации, горизонтальный и вертикальный анализ состава и структуры персонала, фонда оплаты труда);
3. Оценка показателей здоровья прикрепленного населения (горизонтальный и вертикальный анализ показателей здоровья, заболеваемости и смертности населения);
4. Оценка коечного фонда (горизонтальный и вертикальный анализ коечного фонда стационара);
5. Оценка выполнения плана финансово-хозяйственной деятельности (горизонтальный и вертикальный анализ источников финансирования деятельности учреждения – доходов, а также расходов) .
Приведем пояснение к каждому пункту методики.
1. Оценка результативности выполнения муниципального задания предполагает достижение плановых показателей, определенных в данном задании на очередной финансовый год. При этом невыполнение плановых показателей, возможно, снизит состав бюджетного финансирования (размер субсидии) на выполнение муниципального задания. К показателям качества деятельности учреждения здравоохранения относятся:
а) оказание первичной медико-санитарной помощи, в части диагностики и лечения;
б) соответствие порядкам оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи;
в) удовлетворенность потребителей в оказанной услуге.
Критерий качества оказания муниципальных услуг, установленный органами государственной власти, представлен в единой методике оценки эффективности и результативности выполнения муниципального задания бюджетными и автономными учреждениями. Данный критерий определяется по следующей формуле [1]:
(1)
где Ki – оценка выполнения муниципального задания по каждому показателю качества оказания муниципальных услуг; N – число показателей, указанных в муниципальном задании на оказание услуги.
Расчет Ki – оценка выполнения муниципального задания по каждому из показателей качества оказания муниципальных услуг, производится следующим образом [1]:
(2)
где Kфi – фактическое значение показателя, характеризующего качество оказания муниципальных услуг; Kплi – плановое значение показателя, характеризующего качество оказания муниципальных услуг.
Полученные результаты расчета показателей интерпретируют следующим образом: если значение показателя составило 100 %, то муниципальное задание считается перевыполненным, если от 95 % до 100 % – выполненным в полном объеме, если мене 95 % – недовыполненным [1].
По результатам оценки формулируются выводы об эффективности выполнения показателей муниципального задания и эффективности выделения бюджетных субсидий на выполнение муниципального задания.
2. Оценка штатной укомплектованности включает:
1) вертикальный анализ структуры персонала учреждения здравоохранения;
2) определение процента обеспеченности персоналом (штатной укомплектованности) ;
3) вертикальный анализ численности персонала по уровню квалификации.
Вертикальный анализ структуры персонала учреждения здравоохранения включает расчет удельного веса врачей, среднего медицинского персонала, младшего медицинского персонала и прочего персонала (АХЧ) в общей численности персонала учреждения здравоохранения. Результаты оценки оформляются в виде табл. 1.
Таблица 1
Структура персонала учреждения
Номенклатура должностей |
Штат, кол-во ставок |
Численность |
|
кол-во чел. |
% к итогу |
||
Врачи |
х |
х |
х |
Средний медицинский персонал |
х |
х |
х |
Медрегистраторы |
х |
х |
х |
Младший медицинский персонал |
х |
х |
х |
Прочие |
х |
х |
х |
Всего |
х |
х |
х |
Результаты оценки штатной укомплектованности учреждения здравоохранения оформляются в виде табл. 2.
Таблица 2
Оценка штатной укомплектованности учреждения
Номенклатура должностей |
Штатная укомплектованность, % |
Прирост штатной укомплектованности, % |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
2013–2014 |
2014–2015 |
|
Врачи |
х |
х |
х |
х |
х |
Средний медицинский персонал |
х |
х |
х |
х |
х |
Младший медицинский персонал |
х |
х |
х |
х |
х |
Прочие |
х |
х |
х |
х |
х |
Всего |
х |
х |
х |
х |
х |
Результаты вертикального анализа численности персонала оформляются аналогично табл. 1, в разрезе видов квалификации персонала (высшая категория, первая категория, вторая категория и т.д.).
3. Оценка показателей здоровья прикрепленного населения включает проведение:
1) горизонтального и вертикального анализа численности прикрепленного населения;
2) динамику показателей здоровья прикрепленного населения: рождаемость, смертность населения, естественный прирост населения.
Результаты оценки динамики численности прикрепленного к учреждению населения отражаются в табл. 3.
Таблица 3
Динамика численности прикрепленного к учреждению населения и его распределение по участкам
Наименование показателя |
Значение |
Абсолютное изменение, +/- |
Прирост, % |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
2014-2013 |
2015-2014 |
2014-2013 |
2015-2014 |
|
Численность прикрепленного населения, чел. |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Количество поликлинических участков, ед. |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Состав показателей здоровья населения определен в табл. 4.
Динамика показателей смертности населения оформляется аналогично показателям табл. 5. Кроме того, анализируются причины смертности населения, и проводится вертикальная оценка структуры причин смертности (определение удельного веса каждого заболевания по показателям смертности населения).
Таблица 4
Показатели здоровья прикрепленного к учреждению населения
Наименование показателя |
Значение показателя |
Абсолютное изменение |
Прирост, % |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
2014-2013 |
2015-2014 |
2014-2013 |
2015-2014 |
|
Население, чел. |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Рождаемость на 1000 населения, чел. |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Смертность на 1000 населения, чел. |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Естественный прирост (абс.), чел. |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Естественный прирост на 1000 населения, % |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Общая заболеваемость на 1000 населения, чел. |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Таблица 5
Показатели смертности населения
Наименование показателя |
Значение показателя |
Абсолютное изменение |
Прирост, % |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
2014-2013 |
2015-2014 |
2014-2013 |
2015-2014 |
|
Смертность от болезней системы кровообращения на 100 000, чел. |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Смертность от дорожно-транспортных травм на 100 000, чел. |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Смертность от ЗНО на 100 000, чел. |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Умерло от новообразований (абс.) |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Смертность от туберкулёза (всех форм) на 100 000, чел. |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Умерло от туберкулеза (всех форм) абс. |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Смертность населения в трудоспособном возрасте на 100 000 населения, чел. |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Число умерших в трудоспособном возрасте (абс.) |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
По результатам оценки формулируются выводы относительно уровня заболеваемости, лечения или смертности населения, прикрепленного к учреждению здравоохранения.
4. Оценка коечного фонда.
Данное направление оценки включает проведение горизонтального и вертикального анализа коечного фонда стационара. Результаты оценки оформляются в виде табл. 6. При этом анализируется коечный фонд по видам подразделений (отделений) стационара с указанием источника финансирования.
Таблица 6
Изменение коечного фонда круглосуточного стационара по источникам финансирования
Профиль коек |
2014 год |
2015 год |
Абсолютное изменение |
||
ФОМС |
бюджет |
всего |
|||
Для беременных и рожениц |
х |
х |
х |
х |
х |
Отделение патологии беременных |
х |
х |
х |
х |
х |
Гинекологические |
х |
х |
х |
х |
х |
Гастроэнтерология |
х |
х |
х |
х |
х |
Эндокринология |
х |
х |
х |
х |
х |
Реабилитация |
х |
х |
х |
х |
х |
Хирургия |
х |
х |
х |
х |
х |
Терапия |
х |
х |
х |
х |
х |
…………. |
|||||
ИТОГО |
х |
х |
х |
х |
х |
По результатам оценки формулируются выводы, и определяется доля бюджетного финансирования в общей структуре доходов учреждения здравоохранения.
5. Оценка выполнения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
По данным плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения анализируется состав доходов и расходов учреждения. При этом в составе доходов учреждения выделены: субсидия на выполнение муниципального задания, субсидии на иные цели, доходы от платных услуг (медицинские услуги, сервисные услуги) , средства ФФОМС, безвозмездные перечисления, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от оказания медицинских услуг, предоставляемым женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период (оплата по родовым сертификатам).
Результаты оценки горизонтального анализа источников финансирования учреждения здравоохранения представляются в виде табл. 7.
Таблица 7
Изменение источников финансирования деятельности учреждения здравоохранения
Вид источника финансирования |
Значение, тыс. руб. |
Абсолютное изменение |
Прирост, % |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
2014-2013 |
2015-2014 |
2014-2013 |
2015-2014 |
|
Бюджет |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
ФФОМС |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Предпринимательская деятельность |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Родовые сертификаты |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Прочие (сдача имущества в аренду) |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Всего |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Таблица 8
Состав финансирования деятельности учреждения
Источник финансирования |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
|
Бюджетные источники, в т.ч.: |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Бюджет |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
ФФОМС |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Родовые сертификаты |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Внебюджетные источники, в т.ч.: |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Предпринимательская деятельность |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Прочие (сдача имущества в аренду) |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Всего |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Таблица 9
Состав расходов учреждения здравоохранения в разрезе источников их финансирования
Вид расходов |
Значение, тыс. руб. |
||||||||
2013 |
в том числе |
2014 |
в том числе |
2015 |
в том числе |
||||
Итого |
за счет бюджета |
за счет внебюджета |
Итого |
за счет бюджета |
за счет внебюджета |
Итого |
за счет бюджета |
за счет внебюджета |
|
Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Оплата работ, услуг |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Прочие расходы |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Поступление нефинансовых активов |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Итого |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Результаты оценки вертикального анализа (структуры) источников средств учреждения представляются в виде табл. 8.
Результаты оценки состава и структуры расходов учреждения здравоохранения представляются в виде табл. 9.
Результаты анализа оформляются выводами и графиками, определяются проблемы в деятельности учреждения здравоохранения или сферы здравоохранения в целом, предлагаются пути решения выявленных проблем.