Формирование единого энергетического потенциала является важнейшим условием интеграции стран СНГ и модернизации национальных экономик на базе воспроизводства инновационного типа. Стратегия эффективного развития энергетики Республики Казахстан способствует углублению экономической интеграции государств СНГ и межгосударственного экономического сообщества стран ЕврАзЭС и обеспечению их оптимального вхождения в высокоразвитый энергетический рынок. Теоретической основой обоснования долгосрочной стратегии развития энергетики Казахстана (до 2030 и 2050 гг.) в условиях межгосударственной интеграции стран СНГ и глобализации энергетических рынков служит оценка сценариев мировой энергетики [1].
В современной конкурентной среде особое значение имеет научный выбор оптимальных траекторий развития энергетики с учётом регионализации рынков и эффективности использования энергетических и интеллектуальных ресурсов. В то же время, становление инновационно-конкурентной модели энергетики должно отражать системную оценку как процессов трансформации энергетического комплекса в стратегиях «Казахстан-2030» и «Казахстан-2050», так и пределов результативности индустриальной энергетики. Это достижимо при научной разработке долгосрочных государственных программ в сфере энергетики, включающих комплексное решение социально-экономических проблем, осуществлять которые необходимо в рамках государственно-частного партнёрства. Кроме этого, усиление взаимодействия государства и субъектов хозяйствования (предприятий, фирм и корпораций) в сфере экономики и энергетики возможно на базе межотраслевых, межрегиональных и межгосударственных условий функционирования [1].
Цель исследования. Цель исследования состоит в теоретико-методологическом обосновании стратегических направлений долгосрочного развития энергетики Республики Казахстан в условиях глобализации и регионализации энергетических рынков и интеграции энергетического потенциала стран ЕврАзЭС и разработке на этой основе мер по переходу к инновационно-конкурентной модели национальной электроэнергетики в рамках стратегии «Казахстан – 2030» и «Казахстан – 2050».
Материалы и методы исследования
Активизация интеграции стран постсоветского пространства в условиях нарастающего мирового разделения труда и усиления процесса глобализации – одно из веяний времени. Проблема достаточно серьезная: или страны СНГ, учитывая сложившиеся между ними связи и потенциал объединенными усилиями, активно участвуют в глобализации, или же каждая из стран становится объектом глобализации. В этой связи необходимо усиление реального сотрудничества различных объединений в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, БРИКС. Интеграция в рамках перечисленных и возможных других объединений позволяет их участникам активизировать производственный и научный потенциал, создать соответствующие объединения, способные не только защитить единое пространство от недобросовестной конкуренции, но и усилить свое влияние на международное разделение труда. Глобальная экономика активно начала формироваться как новое планетарное явление в 60–70-х гг. XX в. под воздействием основных индустриально-технологических процессов. Во-первых, отчетливо выделился самостоятельный и в определенной мере не зависящий от национальных государств транснациональный капитал. Во-вторых, произошел переход развитых стран к информационному технологическому укладу, возникли принципиально новые технологии, прежде всего информационные, компьютерные, сетевые. Механизмы саморегуляции в глобальной экономике – это предприятия и компании, товары, инвестиционные и финансовые потоки.
Особое значение в глобализации мировой экономики имеет экономическая мощь государств. Валовой мировой продукт в 2007 г. достиг примерно 58 трлн долл. Самый большой вклад вносят в него США – более 14 трлн дол. Второй полюс экономической мощи – страны ЕС – имеют общий ВВП около 12 трлн дол. Основную долю в нем составляют Германия, Франция, Великобритания и Италия. Третий полюс – Япония (ВВП – около 5 трлн дол.). К лидерам стремительно приближается быстро развивающийся Китай, а также Индия. При этом недостаточность масштабов производства отдельных стран стала компенсироваться возможностями транснационального производства, а транснациональная интеграция сочетается с внутринациональной [2].
Важнейший участник глобализационных процессов – транснациональный капитал. В основном уже сложилась система мироустройства, при которой ТНК контролирует более половины мирового промышленного производства, 65 % – внешней торговли, примерно 80 % – патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау. ТНК сегодня – это примерно 60 тыс. основных (материнских) компаний и более 500 тыс. их зарубежных филиалов и аффинированных (зависимых) компаний по всему миру3. Под контролем ТНК находится 90 % мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85 % – меди и бокситов, 80 % – чая и олова, 75 % – бананов, натурального каучука и сырой нефти. Половина американского экспорта осуществляется американскими и иностранными ТНК. В Великобритании эта доля достигает 80 %, а в Сингапуре – 90 % [3].
Ядро мирохозяйственной системы глобализации на современном этапе составляют около 500 ТНК, сосредоточивших большую экономическую власть. Причем в развитых странах в каждой отрасли доминирующее положение занимают всего два-три супергиганта, конкурирующих между собой на рынках всех стран. Пять крупнейших ТНК контролируют более половины мирового производства товаров длительного пользования, электронного оборудования, автомобилей, самолетов2 и другой продукции. Особенно значительна степень концентрации в отраслях, связанных с информационными технологиями. Экономическая мощь крупных транснационалов, выраженная в показателе ВВП, сравнима с уровнем средних государств, и они диктуют свою волю многим странам4. Совокупные продажи зарубежных филиалов ТНК более чем в 1,5 раза превышают объем мирового экспорта. Причем продажи зарубежных структур растут на 20–30 % быстрее, чем прямой экспорт ТНК. В формировании определяющих тенденций в развитии современной мировой экономики и ее энергетического потенциала трудно переоценить роль ТНК (независимо от их масштабов). Расширяя свою транснациональную деятельность, они создают экономические предпосылки для организации действительно международного производства и его энергетической базы с единым информационным пространством и на базе международного рынка капиталов, рабочей силы, научно-технических, консультационных и иных услуг. Борясь за рынки сбыта в глобальном масштабе, они повышают уровень конкуренции, что вызывает потребность в постоянных инновациях, смене технологий и ускорении научно-технического прогресса. ТНК создают «скелет» мировой экономики и энергетики, обрастаемый средними и малыми фирмами. Отметим, что законы рынка, действующие в глобальном масштабе, не работают внутри ТНК, где устанавливаются внутренние цены, определяемые стратегией корпорации, а не рынком. Если учитывать размеры ТНК, то оказывается, что только половина мировой экономики функционирует в условиях конкурентного рынка, а другая половина – в своеобразной «плановой» системе. На таком пути определился переход к конвергенции как экономической системе, сочетающей в себе плановые и рыночные начала [4].
Республика Казахстан, его экономика и энергетика, по оценкам международных экспертов, учёных и специалистов, является одним из лидеров на постсоветском пространстве как по темпам экономического роста, так и по уровню жизни. В ходе рыночно-структурных реформ казахстанский капитал все более ощутимо присутствует в России, других странах СНГ. Известно, что Президент страны Н.А. Назарбаев после парламентского кризиса 1994 г. принял на себя ответственность за проведение реформ в стране, и с января по август 1995 г. было издано 140 «рыночных» указов, имеющих силу закона. Во многом благодаря этому Казахстану в предельно сжатые сроки удалось заложить крепкий законодательный «фундамент» рыночных преобразований и сделать то, на что в других странах СНГ уходили многие годы. Таким образом, было продемонстрировано, что сильная государственная власть способна строить эффективную рыночную экономику и демократическое общество.
Важно отметить участие денежных ресурсов населения в формировании ресурсной базы банковской системы кредитования реального сектора экономики, ее энергетического комплекса. По энергоносителям страна опережает многие нефтедобывающие страны: прогнозные ресурсы оцениваются в 17 млрд т нефти (10–е место в мире), а доказанных запасов (4 млрд т нефти и 3 трлн куб. м газа) должно, по оценкам, хватить на 85 лет. Казахстан добывает около 70 млн т нефти в год, из которых 57 млн т идут на экспорт через Россию. В 2015 г. страна войдет в десятку мировых экспортеров нефти, планируя добыть свыше 150 млн т. В ближайшие годы Казахстан будет ведущим государством в мире по росту добычи энергоносителей. В долгосрочной стратегии «Казахстан – 2030» определено семь базовых приоритетов развития суверенного государства: национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост, базирующийся на открытой экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; инфраструктура, в особенности транспорт и связь; профессиональное правительство. Важным направлением реализации долгосрочной стратегии является индустриально-инновационное развитие Казахстана на 2005–2020 годы. Стратегия направлена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и энергетического комплекса, способствующих отходу от сырьевой направленности, подготовки условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно технологической экономике. Поставлена задача обеспечения в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8–8,4 %, что требует наращивания энергоемкости ее основных фондов в обеспечении энергоэффективности производства на базе освоения элементов в цепочке добавленных стоимостей конкретных производств, добиваясь наибольшей добавленной стоимости в энергетике. Стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств способствует диверсификации экспортного потенциала страны за счёт электроэнергетики и товаров с высокой добавленной стоимостью, включению экономики и энергетики Казахстана в мировые научно-технические и инновационные процессы [4].
Энергетика Казахстана поэтапно превращается в вид системной деятельности, органично связанной со стратегией «Казахстан–2030» социально-экономического развития и обеспечивающей достаточный энергетический поток на последующие десятилетия с наличием гарантированной ресурсной базы на последующие периоды до 2050 г. Общей целью Стратегии устойчивой энергетики Казахстана до 2050 года является достижение энергетической достаточности для поэтапного перехода страны к 2050 году в число 30 государств-лидеров мира по валовому продукту на душу населения на основе эффективного развития энергетики и обеспечения экологической и энергетической безопасности на перспективу. Стратегическими национальными задачами являются: во-первых, создание в Казахстане институциональной системы устойчивой энергетики и обеспечение ее взаимодействия с программами формирования в Казахстане «зеленой экономики», международными и глобальными институтами устойчивого развития. Формирование нормативно-правового обеспечения институциональной системы устойчивой энергетики и развития возобновляемой энергетики. Во вторых, подготовка и контроль реализации перспективного баланса использования первичных источников энергии, включая традиционную для Казахстана энергетику и энергетику, использующую возобновляемые ресурсы. Создание распределенной системы источников электрической и тепловой энергии, максимально приближенных к потребителю для обеспечения снижения потерь в сетях передачи энергии. В-третьих, развитие нефтегазового комплекса с обеспечением решения внутренних проблем достаточности для национальных целей горюче-смазочных материалов в соответствии с международными стандартами экологичности с учетом развития транспортной системы, выполнения обязательств по поставкам нефти и газа на внешние рынки и резервирования запасов нефти и газа как минимум на период до 2070 года для гарантий внутреннего потребления и поставок внешним потребителям. В-четвертых, развитие угольной промышленности с обеспечением поэтапного выхода в режим безотходного производства и потребления. Создание новых, модернизация и технологическое переоснащение действующих мощностей генерации энергии на тепловых станциях большой мощности. В-пятых, создание атомной энергетики, включая строительство малых АЭС, для решения задач устойчивого водоснабжения и автономного энергоснабжения малых городов. В шестых, формирование научной и инновационной инфраструктуры развития устойчивой энергетики, способной обеспечить научные исследования энергоэкологических и сопряженных процессов, постоянное научное сопровождение, разработку и трансфер технологий и организацию широкого партнерства в этой сфере. Формирование финансовой инфраструктуры необходимо для реализации проектов в области устойчивой энергетики, включая проекты регионального развития и проекты малого и среднего бизнеса. При этом важно создание трех Национальных индустриально-инновационных кластеров «Ветроэнергетика», «Солнечная энергетика», «Биэнергетика и биоэкономика», ориентированных на полный цикл от производства исходных материалов, отработки технологий и проектирования генерирующих и устройств до производства систем и технического обслуживания. Кластеры являются динамичными по составу структур, взаимодействующими и осуществляющими свою деятельность под эгидой Правительства Республики Казахстан. Создание и реализация региональных проектов «Устойчивая энергетика региона» целесообразно на базе получения ими статуса национальных проектов.
Инициализация и реализация «международного проекта «Гидроэнергетика», включает в себя развитие гидроэнергетики широкого диапазона мощности и внутрирегиональную интеграцию по решению водно-энергетических проблем в Центральной Азии. Кроме того, создание открытого для взаимодействия с национальными и иностранными образовательными и научными учреждениями и бизнес структурами национального образовательного пространства по кадровому обеспечению устойчивой энергетики, включая целевую подготовку кадров, предусматривает повышение квалификации и переподготовку специалистов для формирования и функционирования объектов и систем устойчивой энергетики. Создание информационно-аналитической системы необходимо для анализа энергоэкологической ситуации, рынков устойчивой энергетики и разработок экономически и экологически эффективных и формирование соответствующих банков данных, содержащих в том числе защищенную информацию. В качестве подсистемы в нее интегрируется система космического контроля и управления автономными генерирующими мощностями. В целом, формируются условия для инвестиционной привлекательности создания и использования объектов устойчивой энергетики на основе государственно-частного партнерства и оптимизации тарифной политики с обеспечением гарантий государства.
Стратегические ориентиры устойчивой энергетики будущего Казахстана. К 2017 году, т.е. к моменту проведения в Казахстане выставки «ЭКСПО-2017», посвященной устойчивой энергетике во всем мире, формируются и апробируются в реальных проектах технологии перехода к экологически безопасной устойчивой энергетике и осуществляются необходимые институциональные преобразования. Начиная с 2023 года осуществляется массовая реализация проектов по созданию генерирующих мощностей экологически безопасной энергетики, достаточных для обеспечения энергетической достаточности на период до 2030 года, в связи с чем планируется осуществить запуск механизмов снижения энергопотребления на единицу продукции во всех секторах экономики. К 2030 году обеспечивается выполнение целей Инициативы «Устойчивая энергетика для всех» с обеспечением энергетической достаточности на период до 2040 года, включая формирование энергетических потоков, необходимых для вторичного использования минеральных ресурсов и решения проблемы устойчивого водоснабжения. К 2040 году формируется распределенная система экологически безопасных генерирующих мощностей, достаточных для развития Казахстана как страны с высокоразвитой экономикой и высоким качеством жизни людей. Обеспечение выхода выбросов парниковых газов на уровень глобальной безопасности по отношению к изменению климата [4].
Результаты исследования и их обсуждение
Комплексные направления стратегии предусматривают решение крупных проблем: разработка глобальной финансово-проектной системы и ее институциональной базы; формирование глобальной системы страхования рисков возникновения и преодоления последствий техногенных и природных катастроф; принятие Декларации развитых стран о переходе на возобновляемые источники энергии; создание глобальной системы планирования использования запасов нефти и газа; реализация стратегического плана экологически безопасного использования новых мощных углеродсодержащих источников энергии; формирование стратегического плана энергетической и экологической устойчивости ядерной и мощной водородной энергетики; системное развитие солнечной энергетики; развитие международного сотрудничества по освоению ресурсов гидроэнергетики; снижение энергоемкости единицы валового мирового продукта; формирование социально и экономически оправданных и научно-обоснованных нормативов и правил использования возобновляемых источников энергии; формирование и реализация интегрированной научно технологической программы энергоэкологического развития.
Выводы
Аналитическое обоснование стратегических направлений формирования энергетического потенциала национальных экономик стран СНГ в условиях углубления их интеграции требует дальнейших теоретико-методологических и прикладных научных разработок. В частности, важно определить экономические приоритеты долгосрочного развития энергетики Казахстана до 2030 и 2050 года и механизмы государственно-частного партнёрства реализации национальной инновационно-конкурентной модели электроэнергетики.