Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

PSYCHO-PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT SUBSTITUTE FAMILIES (FROM THE EXPERIENCE OF PRACTITIONERS)

Zayashnikova O.V. 1 Mamedova L.V. 1
1 Technical Institute
Accompanying the replacement of the family – the replacement of the family support system, implemented through the provision of a family complex of social services in order to preserve and strengthen social, psychological and physical health of foster families and prevent secondary failures of the child. Professional support for foster families – this is one of the most important stages in the work of professionals working with the child placed in a family, and this family. The article examines the processes of psycho-pedagogical support of foster families, contributing to the full development of the child’s personality, and competence adoptive parents. Development and support of the system of foster families, including the training of foster parents and their psychological and educational services at all stages of the adaptation process, could to some extent solve the problem of child abandonment. This problem is reflected in Article №123 of the Family Code of the Russian Federation. The Presidential Decree of 01.06.2012 №761 «On the National Action Strategy for Children 2012-2017». Also, the experience is a study on the issue of practice of the Russian Federation and the Republic of Sakha-Yakutia. Based on the analysis of the psychological literature and Lessons Learned presented areas of work with substitute families.
guardianship
children
guardianship
foster family
escorts
replacement
experience
help
to prepare
training
adaptation

В настоящее время многие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения, воспитываются в замещающих семьях. Процессы, происходящие в обществе, усложнение социально экономического положения, разрушение института семьи, предполагают дальнейшее развитие института замещающей семьи. Последние время в России проводится большая работа по опеке и усыновлению детей, воспитывающихся вне семьи.

В статье №123 семейного кодекса Российской Федерации предусматривается «устройство детей оставшихся без попечения родителей» [5].

Указом Президента РФ 01.06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» разработаны «меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [8].

Актуальность данной темы заключается в том, что процесс передачи детей-сирот в приемные семьи при психолого-педагогической неподготовленности родителей, их социальной незрелости, несформированности общественного мнения, при отсутствии специалистов ведет к росту числа отказов от приемных детей и возврату их в детские дома. Возрастает количество фактов семейного насилия над такими детьми, остаются нерешенными вопросы взаимоотношений замещающих родителей и детей после достижения последними совершеннолетия.

Цель данной работы заключается в исследовании особенностей организации психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, с помощью анализа теоретических основ психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, обобщения психолого-педагогического опыта по работе с замещающими семьями в Российской Федерации и Республики Саха-Якутия.

Современные практики уделяют особое внимание проведению разных видов диагностик семьи и ребенка в процессе сопровождения, наблюдению за ходом адаптации и проживания ребенка в замещающей семье. Проведению разных видов психолого-педагогического консультирования, тренингов, бесед, психологических практикумов, коррекционно-развивающих занятий с детьми, мониторингу развития ребенка в семье.

В Ставропольском крае опыт работы службы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей показан на примере «ГКОУ Детский дом (смешанный) № 1 «Колосок» с. Нижняя Александровка Минераловодского района» [1].

В Смоленской области разработана система сопровождения приемных семей на примере СОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» [6].

В Республике Марий Эл опыт психолого-педагогического сопровождения замещающих семей можно проследить на примере организации центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство» [10, с. 74-75].

Опыт организации психолого-педагогического сопровождения замещающих семей в Республике Саха (Якутия) можно проследить на примере ГКУ РС (Я) «Центр развития семейного устройства и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [9].

В Республике Бурятия служба сопровождения замещающих семей действует с 2009 года. В республике складывается трех уровневая система сопровождения замещающих семей. В республике созданы и действуют 25 служб сопровождения замещающих семей на базе учреждений, подведомственных Республиканскому агентству по делам семьи и детей [7].

Специалисты службы сопровождения замещающей семьи применяют следующие формы сопровождения замещающих семей: обеспечение информационными, научно-методическими материалами; психолого-педагогическое консультирование (индивидуальное, групповое); организация занятий для повышения уровня родительской компетенции; проведение тематических встреч замещающих родителей; организация группы психологической поддержки замещающих родителей; тренинги; мониторинг развития ребенка в семье; психолого-педагогический консилиум.

Создание благоприятных условий для развития ребенка в замещающей семье – содержание, воспитание, образование, является важнейшей задачей в осуществлении первичной социализации. Для «профилактики вторичного сиротства и преодоления возможных негативных педагогических и социально-психологических явлений в замещающей семье, связанных с возникновением трудностей в период адаптации замещающей семьи» [6] необходима специальная психолого-педагогическая и правовая подготовка для лиц, желающих усыновить ребенка, взять под опеку (попечительство) или стать приемными родителями.

На основе анализа психологической литературы и обобщения опыта можно выделить следующие направления работы с замещающими семьями:

1) диагностика приемных семей;

2) знакомство с кандидатами;

3) общее психологическое обследование личности кандидатов в замещающие родители;

4) практическая диагностика детско-родительских и супружеских отношений в замещающей семье;

5) обобщение результатов и составление профиля замещающей семьи.

Предварительная диагностика приемных семей проводится путем анкетирования.

Знакомство с кандидатами в приемные родители осуществляется при помощи Анкеты кандидатов.

Целью первичного общего психологического обследования кандидатов в замещающие родители является получение информации об индивидуальных личностных и семейных особенностях потенциальных замещающих родителей с помощью комплекса вопросов. Первичное психологическое обследование проводится по методике Стандартизированного интервью, разработанного Г.П. Беляевой и Е.А. Гапченко на основе материалов В.Н. Ослон, Д.С. Райкус, Р.К. Хьюз [2, с. 9]. Данное интервью позволяет определить положительные и отрицательные личностные качества кандидатов.

Диагностика семейных и детско-родительских отношений проводится на базе методики Е.С. Шеффера и Р.К. Белла (методика PARI), которая предназначена для изучения родительски-детских взаимоотношений, отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) [3, с. 379-383]. После обобщения результатов составляется профиль кандидатов в замещающие родители.

Для подготовки кандидатов в замещающие родители рекомендуется организовать такое мероприятие, как «Школа подготовки замещающих родителей». Психолого-педагогическая подготовка кандидатов должна осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Индивидуальная работа психолога с замещающими родителями в практической деятельности сводится к индивидуальному консультированию, и при этом будет охватывать очень широкий спектр вопросов и целей [4, с. 112].

Для профилактики вторичного сиротства, подготовки и оценки психологической готовности кандидатов в замещающие родители к принятию ребенка в семью эффективно проведение групповой подготовки кандидатов, в форме психологического тренинга «Школа принимающего родителя» [2, с. 13].

В последние годы в нашей стране появилось довольно большое количество отечественных и переводных работ, в которых описываются рисуночные тесты. Значительную их долю составляют публикации, представляющие содержащие обоснование метода, общие подходы к интерпретации и отдельные примеры, иллюстрирующие эти подходы.

При помощи психогимнастического метода, участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет проявлять себя и общаться без помощи слов.

После проведения психологического обследования кандидата, членов его семьи и прохождения подготовки (в индивидуальной или групповой форме) готовится заключение об оценке психологической готовности гражданина к приему ребенка на воспитание в семью.

Обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения в РФ и Республике Саха (Якутия) показывает, что данные методы и формы способствуют: успешной адаптации членов семьи к изменениям семейной системы, оптимальному психическому развитию ребенка, обеспечению психологического благополучия всех членов замещающей семьи, повышению воспитательного потенциала приемных родителей, восстановлению семейных отношений.

На основе анализа психолого-педагогической литературы применение разнообразных методов и форм позволяют эффективно организовывать психолого-педагогическое сопровождение кандидатов в замещающие родители и подготовку детей к семейному устройству, как на групповом, так и на индивидуальном уровнях.

Даже если в семье есть успешный опыт воспитания детей, необходимо понимать, что у детей-сирот (большую часть из которых в нашей стране составляют социальные сироты) нет положительного опыта проживания в семье. Кроме того, этих детей характеризует отставание в развитии, психические, физиологические отклонения и психосоматические заболевания, спровоцированные факторами потери семьи и длительным проживанием в условиях учреждения. Личностная зрелость, осознанность принятия решения, опыт воспитания собственных детей позволит избежать неоправданно высоких ожиданий от приемных детей.