Чтение – процесс непосредственного восприятия произведения, когда читатель остается наедине с рассказом, повестью, романом или стихотворением. В часы чтения в душе человека властвуют глубокое эмоциональное переживание событий, судьбы героев, выбор собственной нравственной позиции по отношению к конфликту и эстетическое чувство, которое удовлетворяется художественностью произведения, гармонией формы и содержания, симпатией к эстетическим представлениям.
Во второй половине XX в. ученые заговорили о кризисе чтения. Кризис чтения проявляет себя в двух формах: а) пассивной грамотности, когда взрослые и дети просто не любят читать, и б) активной неграмотности, или функциональной неграмотности, при которой люди хотят, но не умеют читать.
Масштабы этого явления в развитых странах впечатляющие: в высококультурной Франции количество взрослых, никогда не открывавших книгу, составляет от 50 до 55 %; от 23 до 30 млн. американцев полностью неграмотны, т.е. фактически не могут читать или писать, от 35 до 54 млн. полуграмотны – их читательские навыки и умение писать гораздо ниже, чем это необходимо для полноценной жизни в обществе.
В Канаде среди лиц в возрасте 18 лет и старше 24 % неграмотных или функционально неграмотных. В Польше и Германии у 40 % детей школьного возраста понимание простейших литературных текстов вызывает затруднение. До 30 % учащихся средних школ Франции читают из рук вон плохо и вскоре пополнят ряды нечитающей публики, чьи интеллектуальные запросы ограничиваются комиксами и развлекательными фильмами. Исследователи выявили настоящие культурные пустыни, особенно в сельской области, расположенные всего в нескольких километрах от Парижа. Удивительно, но во Франции существуют, с одной стороны, культурная элита, закормленная всевозможной книжной продукцией и претендующая на носителя истинной культуры, а с другой – широкие массы, испытывающие книжный голод и отвергающие предлагаемую им культуру.
В 1958 году ЮНЕСКО определила базовый уровень грамотности как владение чтением и письмом для понимания простых и кратких сообщений, касающихся повседневной деятельности человека.. Два десятилетия спустя было предложено новое, расширенное понимание грамотности, включающее в себя способность осуществлять чтение, письмо и счет, необходимые для жизнедеятельности и развития, как самого человека, так и его социального окружения.
В 1920 –е гг. в России умеющими читать считались лица, разбирающие печатные слова хотя бы по слогам, умеющими писать – те, кто может подписывать свою фамилию. «Неграмотный» – так записывался лишь не умеющий ни читать, ни писать.
Функционально неграмотные люди – в той или иной степени культурно ограниченные и оторванные от социального и интеллектуального общения. Их можно охарактеризовать следующим образом: слабая учеба в школе, негативное отношение к учреждениям культуры. Для этой категории читателей мир культуры находится за пределом их жизненных интересов, в библиотеки и книжные магазины они не ходят, а полученное в школе образование вызвало у них скорее отторжение от литературы, нежели интерес к чтению и навыкам самообразования.
Опрос, проведенный ICR Survey Research Group для Ассошиэйтед Пресс, выявил подлинный уровень неграмотности в США: лишь 20 % американцев способны пользоваться расписанием автобусов. Только 22,5 % американцев, по данным газеты могут подсчитать размер чаевых в ресторанах, 44 % даже не могут разместить информацию в альманахе.
В своем докладе на 69-й конференции ИФЛА (Берлин, август 2003 г.) К. Ринг утверждает, что в современном обществе чтение не исчезает, но изменяется его технология. Опираясь на результаты исследования «Навыки чтения в Германии в новом тысячелетии», он признает, что люди читают реже, меньше времени они тратят на само чтение, что количество нечитающих и случайных читателей увеличивается. С другой стороны, есть определенная связь между компьютерной активностью и интенсивным чтением. Установлено, что читать с экрана (особенно художественную литературу) не любят даже молодые пользователи. Нет, основания, считать, что электронные источники информации заменят книгу. Вероятнее всего, будут разрабатываться технологии совмещения разных форм передачи информации. Важно развитие самих навыков чтения, поскольку способность использовать новые средства информации связана именно с читательскими способностями.
В 1990 – 2000-е гг. отдаленные от культурных центров провинциальные города в силу тяжести экономической ситуации в России оказались в культурной изоляции. В связи с невозможностью выезда за пределы города, путешествий, знакомства с новыми изданиями книг об искусстве или периодическими изданиями у многих детей существенно снизился культурный уровень развития. По данным регулярных массовых опросов ВЦИОМ, доля «нечитателей» оставалась в России в этот период стабильной, составляя от 25 до 30 % опрошенных. Около 50 % детей нашей страны не дружат с книгой, а треть любят больше слушать, чем читать самим. Таковы данные опроса, проведенного в 2003 г. Федерацией Интернет-образования (ФИО). В исследованиях приняли участие россияне школьного возраста из всех федеральных округов.
По результатам международного исследования «Прогресс в международном обучении чтению», охватившего в 2003 году 35 стран мира и включавшего несколько актуальных параметров, в общем зачете дети Англии заняли третье место, пропустив вперед себя только Швецию и Нидерланды и немного опередив Канаду, Соед. Штаты, Германию, Шотландию, Францию и Норвегию. В исследовании приняли участие 140 тыс. детей. Несмотря на высокие результаты, полученные в тестовых испытаниях, в целом дети Англии относятся к чтению не слишком положительно и гораздо меньше читают для удовольствия, чем дети в других странах.
Созданная в 1956 г. Международная ассоциация чтения (International Reading Association) призвана помочь школьникам обучиться чтению и развить в себе устойчивую привычку к нему. Одним словом, превратить чтение в первую жизненную потребность. Ныне она насчитывает 350.000 индивидуальных членов в 99 национальных ассоциациях. В нашей стране существует межрегиональная общественная организация «Русская ассоциация чтения» (РАЧ). Она также является общественной организацией и объединяет исследователей, педагогов, библиотекарей и других специалистов, заинтересованных в развитии образования и культуры в сфере чтения книги и информационных технологий. Она разрабатывает и реализует государственные и авторские программы, апробирует новые методики, технологии, учебную документацию; организует курсы повышения квалификации преподавателей, учителей, воспитателей детских садов, библиотекарей и специалистов любых других специальностей, связанных с чтением; проводит исследования в области чтения; принимает участие в научно-практических конгрессах, конференциях, семинарах и других мероприятиях по обозначенным проблемам.
Чтение художественной литературы – важнейшая предпосылка всестороннего развития человека. Приобщить ребенка с ранних лет к духовному сокровищу человечества – литературе – значит вооружить его эмоционально, обогатить нравственно, научить средствами искусства понимать людей и жизнь.