Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Гуманистическое образование предполагает становление ребенка из природного существа в подлинно человеческое в атмосфере любви, доверия, уважения к самоценной личности ребенка. Если воспитуемый будет чувствовать благожелательность, исходящую от внешнего мира, который ненавязчиво задает ему границы и формы взаимодействия с ним, он примет предлагаемые нормы и правила, принимая их вместе с их носителями – воспитателями, воспринимаемыми им благожелателями, любящими и, следовательно, проявляющими заботу о его благополучии. Тем самым задаваемые ограничения внутренне ощущаются им не как неизбежное зло, а как внешняя форма обеспечения его свободы. Любящие люди не втискивают ребенка в удобные им рамки, не навязывают ему свои правила игры во взрослую жизнь – они лишь ограждают его от возможных опасностей, указывая верное направление движения на пути к самореализации.

Поскольку образование – это и передача знаний, и формирование компетенции самообразования, ребенок должен усвоить истину: педагоги вооружают знаниями правил социального движения, картой жизненных дорог, но покорять эти дороги ему предстоит самому. Ведь в образовании «…главное – не количество знаний, а соединение последних с личностными качествами человека, с его умением распорядиться своими знаниями» [1, с. 69]. Предлагая ребенку инструмент познания мира, гуманистическое образование служит преодолению экзистенциальных страхов ребенка, формируя в нем доверительное отношение к жизни, в котором ответственность перед самим собой и другими участниками бытия порождает ощущение свободы и безопасности жизненного пути.