Одной из целей учебно-воспитательной системы является содействие духовно-нравственному развитию человека, формирование его гуманистического сознания как «осознание пространственной и временной целостности человечества через соотнесенность с абсолютными характеристиками человеческого бытия» [1, с. 156]. Осознание человеком единства с миром других людей, то есть знание о генетическом родстве всех проявлений жизни, способствует становлению вежливости (этимологически вежливый – знающий – в противовес невеже) побуждает к потребности внешнего выражения внутреннего расположения к партнеру по общению. Вежливость, в основе которой лежит любовь и уважение к соучастнику по общему бытию, порождает подлинно человеческое взаимодействие, «как отношение между двумя человеческими существами, признающими самоценность бытия другого и актуализирующими тем самым собственную ценность…» [2, с. 16].
К сожалению, современные подростки зачастую пренебрегают соблюдением норм вежливости, боясь быть осмеянными за «старомодность». Устранение этой печальной тенденции – важная задача педагогов. Необходимо изменить у подростков скептическое отношение к вежливости, помогая им правильно анализировать и оценивать свое поведение, поведение других, так организовать их жизнедеятельность, чтобы они испытывали радость от соблюдения правил вежливости. В результате систематического выполнения этих правил постепенно вырабатываются навыки и привычки культурного поведения, в дальнейшем своем развитии становящиеся качествами личности.