Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

1 2 3
1
2
3

Ни у кого не вызывает сомнений тезис о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Использование информационно-коммуникационных технологий в сочетании с устройствами, позволяющими делать видеосъёмку, значительно расширяет возможности образовательного процесса. Это относится и к повышению квалификации педагога, и к работе с отдельными обучаемыми. Так, например, ФГОС второго поколения и профессиональный стандарт педагога [1] требуют принципиального изменения некогда привычных традиционных форм классно-урочной системы. Современное занятие должно быть наполнено универсальными учебными действиями, метапредметностью и тому подобными элементами, являющимися новой составной частью учебного процесса. При этом основной единицей становится уже не урок, а тема. Таким образом, перед педагогическим сообществом стоит проблема, как быстро и эффективно прояснить общую картину новых тенденций в образовании? Где увидеть примеры? Как соответствовать критериям профессионального стандарта педагога?

Одной из оптимальных форм обучения и переподготовки педагогов следует признать использование видеофрагментов отдельных занятий. Это могут быть постановочные фрагменты, преследующие цель наиболее точно, чётко и рационально сформулировать и показать требуемые этапы процесса обучения. Например, целеполагание, выдвижение и обсуждение гипотез, рефлексия и многое другое. То есть педагог увидит варианты воплощения отдельных этапов занятия на требуемом современном уровне.

Видеосъёмка также может стать незаменимым инструментом педагога в ряде случаев при работе с обучающимися. Например, при выполнении проектов или исследовательских работ. Здесь может оказаться, что выбранная тема требует определённых знаний из разделов, которые по программе не изучались. И тогда, проводя консультации и дополнительные занятия, педагогу предстоит столкнуться с тем, что рассматриваемый материал полностью не усвоен, так как какие-то важные нюансы забыты, конспектирование утомительно, самостоятельная работа по отобранной литературе – громоздка и объёмна. «Добывание знаний» обучающимся тоже должно быть рациональным. Оно не может превратиться в процесс, отнимающий слишком много времени. Полное перекладывание «добывания знаний» на плечи обучающегося нельзя возводить в абсолют. В случае достаточно сложного материала практически любой педагог имеет возможность сделать видеозапись необходимых фрагментов. Это будут или объяснения отдельных вопросов, или совместная деятельность с обучаемым. Такие фрагменты ученик сможет использовать в дальнейшем для самостоятельной работы. При этом педагог рационально и экономно использует своё время. Значит, появляется возможность дополнительных индивидуальных занятий с одарёнными обучающимися или с теми, кто испытывает затруднения в учёбе.

Записи небольших видеоуроков пригодятся и для инклюзивного образования там, где это необходимо для обучаемых с ограниченными возможностями здоровья. Тем более, что профессиональный стандарт требует от педагога умения выстраивать работу с различными категориями обучающихся. А это является в настоящее время ориентиром для выстраивания кадровой политики в системе образования.