Обновленная образовательная программа, внедряемая в Казахстане, реализуется на основе конструктивистского подхода к преподаванию и учению, сущность которого заключается в поощрении учащихся вести диалог, как с учителем, так и друг с другом. Для развития диалога следует проводить активные занятия так, чтобы учащиеся могли размышлять над конкретной темой, а не просто слушать учителя [4, с. 8–9].
Учиться вместе основная идея обучения в сотрудничестве. Это не просто совместная деятельность и существует много различных вариантов обучения в сотрудничестве. В своей деятельности учитель может разнообразить процесс обучения творчеством, но при одном условии – это четкое соблюдение основных правил обучения в сотрудничестве:
1. Группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей;
2. В каждой группе должны быть разные по уровню дети – сильный ученик, средний и слабый;
3. Состав группы можно менять от урока к уроку, если возникнут проблемы в учебном процессе;
4. Предусматривается распределение ролей между участниками группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации);
5. Оценивается работа всей группы, а не одного ученика;
6. Оценивается активность и усердие детей, не только их знания. Иногда можно предоставить учащимся самим оценивать результаты достижения целей обучения;
7. Учитель сам выбирает ученика группы (спикер), который должен отчитаться за задание (это бывает и слабый ученик), если он может обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, так как цель любого задания – не формальное его выполнение (правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы.
В условиях групповой работы учитель находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, где каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения. Поэтому, чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности в «школе будущего», необходимо не только увеличить объём получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, применения новых образовательных технологий, но и создать вокруг себя такие условия, которые будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию.