Переход роли учителя от «транслятора» знаний к роли менеджера, модератора или тьютора обусловлен, в первую очередь, расширением информационного поля, активным внедрением в профессиональную деятельность педагогов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В этой связи, для определения результативности развития ИКТ компетенции педагогов в системе повышения квалификации, на краткосрочных курсах, нами разработана модель и было проведено исследование в рамках общего мониторинга работоспособности модели. Мониторинг обеспечил информационные условия для целостного представления о состоянии данной модели по развитию ИКТ компетенции педагогов, о качественных изменениях в ней.
В соответствии с используемой методикой оценивания на основе квалиметрических подходов, внедрение разработанной модели диагностируется положительной динамикой уровня развития данной компетентности, констатируется совершенствование самого процесса формирования и достижение цели исследования.
В целом основное оценивание проводилось в соответствии с разработанным комплексом критериев и их показателями: мотивационно-ценностный критерий охарактеризовал направленность на развитие ИКТ-компетентности каждым педагогом; когнитивный показал степень теоретических представлений и понимания сущности ИКТ; операционально-деятельностный отразил уровень практического освоения способов и средств ИКТ, готовность и способность реализовать новые способы деятельности в конкретной практической деятельности; рефлексивно-оценочный – выразил уровень развития рефлексивных умений в оценке владения средствами ИКТ.В соответствии с компетентностным подходом каждый из определенных критериев характеризовался определенной готовностью к конкретной деятельности [1].
Из методов квалиметрии для определения конкретных значений по каждому из выбранных показателей и, соответственно, определения итогового критерия нами использовался в основном экспертный опрос для формирования рейтинга, основанного на упорядочивании по относительной шкале интенсивности каждого из критериев с последующим построением экспертной матрицы.
Таким образом, анализируя результаты анкетирования, нами была отмечена положительная динамика в изменении перечисленных показателей и результативности разработанной модели по развитию ИКТ-компетенции педагогов в системе повышения квалификации.
Конечно, представленные механизмы мониторинга и оценивания были ориентированы на конкретную модель и могут не обеспечить полной валидности получаемых результатов в других условиях, но мы не ставили перед собой задачу разработки системы мониторинга, полностью отвечающую всем требованиям системы повышения квалификации, однако используемые средства оценивания показали нам результативность разраотанной модели.
Таким образом полученные результаты в ходе многостороннего мониторинга подтвердили правильность принятых решений и реализованных подходов при разработке модели развития ИКТ компетенции педагогов в системе повышения квалификации.