Конечным результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность, которую традиционно принято трактовать как некую устойчивую совокупность нравственных привычек и норм поведения, задающих высокий уровень культуры взаимоотношений и общения в условиях школьного коллектива.
Основной характеристикой нравственной воспитанности личности является уровень развития ее эмпатических и перцептивных способностей. Немаловажную роль здесь играет способность к нравственной рефлексии, что предполагает умение объективно анализировать и оценивать различные феномены общественной жизни с позиций нравственного идеала и общечеловеческих ценностей, способность «… обнаружить в интимной глубине собственного Я сущностную со-при-частность абсолютным смыслам и ценностям бытия» [2, с. 188]. Способность человека к усмотрению духовно-нравственных оснований жизни позволяет ему осуществить восхождение от мира природы к собственно человеческой форме бытия: «Общество, замкнутое на узкопрагматических целях и ценностях, стагнирует, ибо игнорирует важнейшую составляющую сущности человека как родового существа – нравственность, возвышающую человека над миром природной и социальной необходимости [1, с. 155].
При этом особую значимость в структуре нравственной воспитанности приобретает именно нравственный идеал, являющий некий позитивный образ, воплощающий в себе наиболее ценные социальные и нравственные характеристики.