Сущность человека не предзадана ему, «она – не наличное бытие, а лишь потенциально возможное, вечно-становящееся» [1, с. 186]. Она требует своей актуализации в ежедневной деятельности, в активном процессе взаимодействия с внешним миром, с миром внутреннего Я, в преодолении противоречий в каждом из этих миров и на пересечении их границ. Формирование сущности происходит в волевом акте выбора самостоятельного решения в проблемных ситуациях, выбора формы и содержания своей реализации: «Не имея раз и навсегда ставшей формы, задающей границы его существования, человек пребывает в вечном творческом поиске самого себя, форм и способов своего самоопределения, самовыражения, самоутверждения, самореализации» [2, с. 16].
Воспитание нравственных начал в ребенке является важнейшей задачей школы: школа выполняет социальный заказ, реализуя потребность общества в интеллектуально и нравственно развитых личностях, патриотах и тружениках, активных строителях нового качества общественной жизни. Именно педагогам вменяется в обязанность способствовать переходу внешних требований общества во внутренние стимулы мышления и поведения детей, сверяющих содержание и результаты своей деятельности с нравственными ценностями и смыслами.
Воспитание нравственности осуществляется учителем посредством личного примера, он – своего рода образец человека, человечности, социальности, ведь в процессе образования творится новый образ человека – культурного, нравственного, деятельного, то есть реализовавшего свою потенциальную человечность.