Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Семья является важнейшим социальным институтом формирования и развития личности, закладывая основы характера, жизненные принципы, идеалы, мировоззренческие установки и ценностные ориентации. Ребенок обладает весьма скудным социальным опытом, находится в полной зависимости от родителей, к тому же, связан со своей семьей тесными эмоциональными связями, и потому именно родители являются для него непререкаемым авторитетом и образцом для подражания. В силу этого родители могут успешно влиять на своих детей, формируя в них желаемые поведенческие нормы, формируя нравственное сознание, которое есть «отражение человеком объективной действительности через призму высших ценностей духовного порядка» [2].

Эффективное духовно-нравственное воспитание детей возможно только в условиях семьи, основанной на бескорыстной любви, всемерном уважении, безграничном взаимодоверии, самоотверженная забота друг о друге. Воспитываясь в духовно-ориентированной атмосфере, ребенок с малых лет усваивает общечеловеческие ценности и, как правило, руководствуется ими всю последующую жизнь, распространяя нормы родительской семьи на весь окружающий мир. Благодаря развитому нравственному сознанию он способен расширить свою любовь к близким до усмотрения ценности и красоты всего мира, способен «… обнаружить в интимной глубине собственного Я сущностную со-при-частность абсолютным смыслам и ценностям бытия» [1, с. 188], то есть способен к самопознанию и самоутверждению ценности своего Я через соотнесение себя с миром других людей.