Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

UPDATE OF SCHOOL EDUCATION IN THE KYRGYZ REPUBLIC

Kaldybaev S.K. 1 Kadyrova Z.A. 2
1 International Ataturk Alatoo University
2 Kyrgyz Academy of Education
The article deals with the modernization of school education content of the Kyrgyz Republic due to the transition of the system of education of the Kyrgyz Republic on education, based on the final result. Analyzed the content of the state educational standard of school education and the National Curriculum Framework in terms of continuity. We characterize the educational field offered in the curriculum and standard of education. The goals and objectives of the new types and forms of assessment: diagnostic, formative and summative.
education
curriculum
educational standards
competence-based approach
to acquire education
formative assessment
summative assessment

Модернизация системы образования в Кыргызской Республике нацелена на приведение результатов ее деятельности в соответствие с запросами государства, общества и личности. Изменения, в экономической жизни и социальных отношениях, начавшиеся в 90-е годы ХХ века, обусловили качественно новые требования к кадровому ресурсу. Стало известно, что конкурентоспособность на современном рынке труда во многом зависит от способности работника приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться к целому ряду ситуаций. Общественность стала понимать, что сегодня успешная профессиональная карьера специалиста прямым образом связана с его готовностью осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи.

В конце ХХ, в начале ХХI века стало видно, что школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, стала устаревать. Вхождение в рыночную экономику требовало принципиально менять цели образования. В этой связи, выход из создавшейся ситуации был виден в том, что образование должно нацеливаться на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые, в свою очередь, могут стать ответом системы образования на требования государства и общества. Другими словами, отечественная школа нуждалась в смещении акцента на компетентностный подход к образованию.

В этих условиях, появилась необходимость принять ряд нормативных документаций, регулирующих деятельность системы образования в новых экономических условиях. В принятом Законе «Об образовании» впервые введено понятие «государственный образовательный стандарт» и вместе с тем, появилась необходимость в переходе к системному управлению институтом образования. В системе образования созданы предпосылки для замены устоявшейся практики нормативным документом – стандартом, выступающим как инструмент правового регулирования отношений субъектов системы образования, с одной стороны, и государства и общества – с другой.

В соответствии с законодательством Кыргызской Республики государственные образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.

В 1994-95 годах в Институте образования Кыргызской Республики создан рабочий коллектив и разработан временный государственный стандарт общего образования. Стандартизация содержания образования предполагала формирования обязательного минимума содержания основных образовательных программ, определения максимального объема допустимой учебной нагрузки, установления официальных государственных требований, предъявляемых к уровню подготовки выпускника, а также формы документов, удостоверяющих освоение обучающимися соответствующих образовательных программ. Предписывалось внедрение государственных образовательных стандартов на соответствующие уровни образования и его обязательность выполнения всеми видами образовательных учреждений вне зависимости от форм получения образования. Был заметен развивающий потенциал образовательных стандартов, нацеленных на развитие системы образования в условиях быстро меняющейся среды. Об особенностях принятого временного государственного образовательного стандарта можно сказать следующее.

1. Впервые была разработана концепция о государственном образовательном стандарте как о нормативно-правовом документе системы образования.

2. Определены содержание и структура государственного образовательного стандарта: концепция стандарта; базисный учебный план; стандарты по учебным предметам; система измерения.

3. Выдвинута идея о нормировании учебного процесса посредством стандарта.

4. Определены основные документы, которые должны быть включены в состав стандарта: обязательный минимум усвоения содержания образования; требования к уровню подготовленности выпускников; учебная нагрузка учащихся.

В начале XXI века мир вступил в период громадных изменений глобального масштаба, охватывающих по существу все страны. Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда.

Новыми нормами в этих условиях становятся:

? жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы;

? жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Существенным ускорителем этих процессов стали новые информационные технологии, открывающие неограниченный доступ к информации, что принципиально меняет возможности коммуникации, порождающие иные возможности для принятия решений, требующие критического восприятия информации, выработки собственной позиции. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это приводит к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» приходит лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них реформой образовательных систем, осуществляемой сегодня во многих странах мира. Эти вызовы порождали новые требования к образованию и поэтому требовали разработки новых стандартов. Постановлением Правительства Кыргызской Республики №554 от 23.07.2004 года был принят «Государственный образовательный стандарт школьного образования» [1]. Принятый новый стандарт имел некоторое преимущество по сравнению с временным стандартом по следующим признакам:

1. Новый стандарт включает в себя: обязательный минимум для освоения в образовательной программе; цели образования и требования к уровню подготовки школьников. Обязательный минимум для освоения опирается на деятельностный подход. Ориентация образовательного стандарта на результат делает понятие результата образования принципиальным элементом концепции. Если стандарт 90-х годов провозглашал «знаниевую» парадигму, в которой целью образования была передача учащемуся определенной суммы знаний, а главным элементом образовательного процесса – репродукция этих знаний, то деятельностный подход к освоению образовательной программы предусматривало формирование таких умений и способностей, как анализ, синтез, сравнение, оценка, классификация.

2. Обобщенные способы деятельности, общие учебные умения определены как самостоятельный блок. В стандарте отмечена необходимость реализации компетентностного подхода.

3. Сделана попытка систематизации требований к уровню подготовки школьников. Расположение деятельностей по уровням сложности согласовано с логикой изучения учебных предметов. Требования состояли из следующих частей: а) знание/понимание; б) овладение навыками; в) применение освоенных знаний и умений.

Предполагается, что при таком подходе учебный предмет строится как система знаний, свойств и отношений, которая осваивается в ходе целенаправленно организованной учебной деятельности. Видно, что, стандарт 2004 года предоставил возможность для осуществления деятельностного подхода в системе образования Кыргызстана.

Таким образом, стратегические документы по развитию образования Кыргызской Республики были приняты с позиций обеспечения образования человека в течение всей жизни, обеспечения равного доступа к образованию, повышения эффективности использования ресурсов, которые направлены на раскрытие талантов и потенциала каждого человека и на развитие личности обучающихся. Такая позиция совпадает с позицией Всемирного форума по образованию ЮНЕСКО [2]. Основная идея, принятого в форуме, состоит в обеспечении образования для всех и в широком использовании ресурсов для улучшения жизни людей и общества. Это обстоятельство послужило основанием для модернизации не только содержания школьного образования, предусматривающего переход от знаниевого подхода к компетентностному, но и осознания реальной необходимости развития связей и партнерских отношений школ с семьями, экономическими кругами, ассоциациями, деятелями культуры и другими.

Эти идеи способствовали разработке и принятия Рамочного Национального Куррикулума среднего общего образования Кыргызской Республики. Куррикулум представляет собой систему документов, в которых отражаются общие требования к системе образования и конкретные модели управления образовательным процессом. Отмечено, что Рамочный Национальный куррикулум обладает преемственностью с Государственным образовательным стандартом школьного образования Кыргызской Республики и обеспечивает переход от государственной (ведомственной) ответственности за образование, закрепленный в Государственном стандарте, к становлению образования как системы, получающей социальный заказ и несущей ответственность перед обществом за качество образования [3; 4].

Рамочный Национальный Куррикулум призван сформировать новый подход к организации обучения в условиях личностно-ориентированной школы. В таких условиях организации обучения система образования будет строиться на основе учета индивидуальных способностей и интересов самих учащихся. Важным обстоятельством является также то, что внедрение Рамочного Национального Куррикулума будет сопровождаться со значительными изменениями в содержании школьного образования, в технологиях обучения учащихся и в управлении системой образовательного процесса. Другими словами, предполагается, что произойдет уточнение ценностей современного школьного образования, ориентированного на конечный результат. Еще одна особенность куррикулума состоит в том, что по окончании начального обучения, основной и старшей школы будет осуществлен независимый мониторинг результатов обучения. Моделирование нового содержания школьного образования в рамочном куррикулуме связаны со следующими обстоятельствами:

1. В куррикулуме выделено семь образовательных областей - языковая, математическая, естественно-научная, технологическая, социальная, образовательная, а также область, охватывающая культуру здоровья и искусство. Уточнение миссии, содержания каждого предмета школьного образования в Кыргызстане в настоящее время осуществляется в пределах вышеуказанных образовательных областей.

2. Основные условия и вызовы для образования, связанные с необходимостью повышения конкурентоспособности экономики Кыргызстана, освоения новых технологий, развития технологического мышления обусловили применять компетентностный подход к обучению. Определены ключевые и предметные компетенции, основанные на знаниях, умениях и навыках, и призванные отражать соответствующие ценности и результат обучения. Ключевыми компетенциями выделены информационная, социально-коммуникативная компетенции и компетенции, связанные с самоорганизацией и с разрешением возникших проблем [3, с. 10-11].

Информационная компетентность предполагает готовность ученика использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, делать аргументированные выводы, Информационная компетентность позволяет ученику принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.

Социально-коммуникативная компетентность означает готовность учащегося соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, цивилизованно отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей. Смысл данной компетентности состоит также в готовности получать в диалоге необходимую информацию и представлять ее в устной и письменной форме для разрешения личностных, социальных и профессиональных проблем. Она позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.

Самоорганизация и разрешение проблем представляет собой готовность обнаруживать противоречия в информации, учебной и жизненной ситуациях и разрешать их, используя разнообразные способы, самостоятельно или во взаимодействии с другими, а также принимать решения о дальнейших действиях.

Компетентности формируются при осуществлении учащимся разных видов деятельности (образовательной, социальной) как в процессе обучения в учебном заведении, так за его пределами. В связи с этим одной из важнейших задач школы становится формирование определенной образовательно-культурной среды, в которой живет и развивается учащийся. Основными направлениями в практической подготовке учащегося становятся самостоятельная работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент.

В куррикулуме приведены также и уровни сформированности ключевых компетенций. Первый уровень компетенций характеризуется умением учащихся следовать заданному образцу (заданному алгоритму, выполнения действий). Второй уровень характеризуется способностью выполнять простую по составу деятельность, применять усвоенный алгоритм деятельности в другой ситуации. Третий уровень подразумевает осуществление сложносоставной деятельности с элементами самостоятельного конструирования собственной деятельности и ее обоснованием. Выделенные уровни компетентностей не привязаны к ступеням обучения. На каждой ступени обучения предполагается овладение учащимися компетентностями всех уровней в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и с учетом образовательных условий.

В Рамочном Национальном куррикулуме предусмотрено организация диагностического, формативного, суммативного и итогового видов оценивания. Соответственно, предметный куррикулум должен предусмотреть использование указанной системы оценивания учебных достижений обучающихся в ходе учебного процесса. В частности, диагностическое оценивание предусматривает оценку уровня знаний и умений учащихся до начала учебного процесса (или в начале изучения новых разделов школьного предмета). Оно выявляет уровень первичных знаний и умений учащихся на какой-либо стадии обучения предмету, которое помогает учителю правильно организовать дальнейший процесс обучения.

Формативное оценивание – выявляет уровень учебных достижений учащихся с целью внесения изменений в процесс обучения и формирования компетентности учащегося путем постоянного и целенаправленного улучшения его образовательных результатов. Оно нацелено на улучшение обучения и дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к их образовательным целям и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах. Ученику эта оценка дает возможность осознать ответственность за свое образование, отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя.

Суммативное оценивание – это оценка достижений учащихся по завершении обучения отдельных разделов школьного предмета. Формативная и суммативная виды оценок включают количественную и качественную составляющие и осуществляются с использованием специальной системы критериев. С их помощью оценивается только конкретная работа, выполненная учащимися, но не сам уровень его способностей. Отметка рассматривается как замер уровня освоения той или иной компетенции. Итоговое оценивание выполняет функцию оценки достижений учащихся по итогам обучения, и она выставляется по результатам суммативного оценивания.

3. Система учебных занятий в начальной школе имеет специфические особенности. Она должна быть построена таким образом, что в ней закладываются два уровня ожидаемых результатов. Первый уровень подготовленности должен быть достигнут по результатам обучения в 1-2 классах и успешность соответствующих достижений должна оцениваться безотметочно, с использованием только качественных и описательных способов оценивания. Второй уровень подготовленности должен быть достигнут по результатам обучения в 3-4 классах и успешность достижений оценивается с выставлением отметок. Новым является также то, что мониторинг достижений учащихся, согласно требованиям Рамочного Национального Куррикулума, должен осуществляться независимым агентством.

4. Для оценки ожидаемых достижений учащихся Рамочный Национальный Куррикулум рекомендует разный перечень методов. Например, по итогам первого уровня подготовленности (1-2 классы) оценивание информационных компетенций рекомендуется осуществлять методом «качественной оценки», социально-коммуникативных компетенций – методом «наблюдения» и компетенций, связанных с самоорганизацией и с решением возникших проблем – методом составления «карты личностного развития ученика». По итогам второго уровня развития (3-4 классы) оценивание информационных компетенций рекомендуется осуществлять методом «тестирования», социально-коммуникативных компетенций – методом «анкетирования» и «наблюдения» и компетенций, связанных с самоорганизацией и с решением возникших проблем – методом составления «карты личного развития ученика».

На основании вышеизложенных положений можно констатировать, что в Кыргызской Республике предпринимаются конструктивные шаги по обновлению содержания школьного образования. Можно также отметить, что содержание школьного образования в Кыргызской Республике обновляется на новых концептуальных основах и что оно совершенствуется с учетом требований новых социально-экономических отношений и вызовов времени. Обновление содержания образования естественным образом повлечет за собой модернизации методов, форм и средств обучения, методов и средств оценивания учебных достижений учащихся.