На современном этапе развития системы регионального управления недостаточно учитывается значение вектора социально-психологической составляющей. Недооценка этого фактора приводит не только к низкой эффективности мер по реализации стратегии, но, что более важно, к возникновению психологических барьеров между участниками процесса разработки и реализации стратегии. Опыт работы в сфере регионального управления позволяет заключить, что руководители управленческих региональных структур в большинстве понимают необходимость разработки стратегии, внедрения в практику и технологию управления различных нововведений.
В то же время, на более низких уровнях управления, отсутствует понимание смысла решения основных задач, относящихся к сфере стратегического управления, на основе изучения и эффективного использования территориального социально-экономического потенциала, разработки и реализации региональной инвестиционной политики и т.п. Возникающий при этом психологический барьер выражается в пассивно-агрессивной позиции к процессу введения новшеств вообще, к инициаторам этого процесса, боязни оказаться несостоятельными в глазах руководства, коллег. Представляется важным использование методов социально-психологического воздействия, способствующих повышению уровня готовности к восприятию разного вида новшеств в управлении. Это может быть реализовано на основе постоянно действующих семинаров с привлечением широкого круга ученых и специалистов, владеющих знаниями в области государственного и муниципального управления.
Функциональная структура механизма реализации стратегии региона представляется достаточно широким кругом функций управления, специфичность которого определяется методическими подходами к их классификации.
В качестве основных предлагается выделить функции мониторинга, социально-экономического анализа, прогнозирования и программирования.
Использование программно-целевого метода при реализации стратегического замысла создает значимые предпосылки для достижения намеченных стратегических целей с наименьшими затратами, преодоления ведомственных барьеров, объединения интересов предприятий и организаций различных форм собственности, хозяйствующих субъектов, органов власти и управления, населения для решения проблем развития региона.
Главной причиной неэффективной реализации программ вследствие их рассогласования является отсутствие детально разработанной и обоснованной стратегии экономического развития регионов, предусматривающей в процессе её разработки детальную проработку приоритетных направлений и узловых точек роста. Именно стратегия создает возможность выявления условий для перспективного развития и помогает принимать текущие решения с учетом сформулированных стратегических целей.
В условиях неготовности кадров управления к разработке территориальных программ на научной основе имеет место принятие административных решений по формированию программ. Это привело к искажению технологии программного планирования, когда вместо логической схемы «предпрограммные исследования – обоснование целей программы – разработка программы – реализация программы», на первый план выдвигалось решение по конкретной проблеме, под которое и «подстраивался» весь процесс программного планирования.
Такое явление практика объясняла остротой территориальных проблем, необходимостью их оперативного решения. В результате не проводились в необходимом объеме предпрограммные исследования, практически повсеместно разрабатываемые программы не имели обоснованного количественно выраженного целевого блока, в условиях затратной экономики не было стимула для поиска наиболее эффективных решений проблем территориального развития. Кроме того, отсутствие экономической заинтересованности участников программных работ в разработке, а главное в реализации территориальных программ (как правило – отраслевых организаций) подрывало мотивационную основу использования программно-целевого метода планирования для решения проблем территории.
Другая важная функция, осуществляемая в рамках механизма реализации стратегического выбора, – это функция мониторинга хода практического достижения намеченных стратегических ориентиров, целей и приоритетов.
Наличие полной, достоверной и своевременной информации о процессах, связанных с реализацией стратегического развития, является ключевым условием организации эффективного управления, в рамках которого формируются корректирующие воздействия, направленные на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций социально-экономических процессов, протекающих на территории региона.
Система мониторинга, обеспечивающая процессы поддержки управленческих решений, должна удовлетворять совокупности организационно-методических условий:
1. Система мониторинга должна базироваться на мощной информационной базе, предусматривающей сбор статистических данных по важнейшим показателям развития региона в разных временных интервалах.
2. Информационная статистическая база должна быть дополнена системой экспертных оценок, а также системой опросов руководителей и специалистов разного уровня управления по проблемам развития и управления региональной экономикой.
3. Процессы функционирования системы мониторинга должны предусматривать использование адаптированных к условиям региональной экономики современных методов и технологий аналитической обработки статистических и экспертных оценок.
4. Информационно-аналитическая подсистема мониторинга должна включать современные информационные технологии, позволяющие отслеживать тенденции развития не только региональной, но и федеральной, и мировой экономики.
Таким образом, изложенное выше позволяет сделать следующие выводы:
1. Назначение механизма реализации стратегического выбора региона состоит в целенаправленном воздействии органов регионального управления при поддержке государственных структур на все субъекты хозяйствования вне зависимости от используемых форм собственности с целью достижения намеченных ориентиров его перспективного социально-экономического развития.
2. К основным функциям названного механизма предлагается относить: обеспечение эффективного функционирования общественных институтов; формирование и поддержание функционирования системы стратегического планирования, включающей подсистемы мониторинга и поддержки управленческих решений; реализацию оптимальной структурно–инвестиционной политики; проведение экологической политики; реализацию социальной и демографической составляющей региональной стратегии.
3. Важнейшими принципами построения механизма реализации стратегического выбора региона предлагается считать принципы «баланса интересов», «гласности», «мониторинга». Соблюдение этих принципов состоит в обеспечении интересов различных слоев населения, предприятий и организаций различных форм собственности, субъектов управления различного иерархического уровня, участвующих в реализации стратегического выбора, в своевременном и полном информировании всех участников работ о полученных результатах на основе сформированной и эффективно действующей системы регионального эколого-социально-экономического мониторинга.
4. Парадигма исследования региона как самоорганизующейся системы позволяет дополнить состав основных принципов реализации стратегического выбора. Основные принципы самоорганизации, которые можно адаптировать к процессу реализации стратегического выбора региона: свобода выбора решений, неокончательность решений и внешнее дополнение.
5. Функциональная структура механизма реализации стратегии региона представляется кругом функций управления, специфичность которого определяется методическими подходами к их классификации. В качестве основных предлагается выделить функции мониторинга, социально-экономического анализа, прогнозирования и программирования.
6. Главной причиной неэффективной реализации целевых программ является отсутствие детально разработанной и обоснованной стратегии экономического развития регионов, предусматривающей в процессе её разработки детальную проработку приоритетных направлений и узловых точек роста. Именно стратегия создает возможность выявления условий для перспективного развития и помогает принимать текущие решения с учетом сформулированных стратегических целей.