Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

FUNCTIONAL STRUCTURE OF THE MECHANISM OF REALIZATION OF STRATEGY OF THE REGION

Tkhakushinov E.K. 1
1 FGBOU VO «Maikop state technological university»
In article set of the organizational and methodical conditions of system of monitoring providing processes of support of administrative decisions is considered. The functional structure of the mechanism of realization of strategy of the region is presented by rather wide range of functions of management which specificity is defined by methodical approaches to their classification. Use of the methods of social and psychological influence promoting increase in level of readiness for perception of a different type of innovations in management as at realization of a strategic plan their use creates significant prerequisites for achievement of the planned strategic objectives with the smallest expenses, overcomings departmental barriers, combinations of interests of the enterprises and organizations of various forms of ownership, economic entities, bodies of authority and management, the population for the solution of problems of development of the region is offered. It is reasonable that strategy creates a possibility of identification of conditions for perspective development and helps to make the current decisions taking into account the formulated strategic objectives.
management
economy
region
mechanism
implementation
strategy
structure

На современном этапе развития системы регионального управления недостаточно учитывается значение вектора социально-психологической составляющей. Недооценка этого фактора приводит не только к низкой эффективности мер по реализации стратегии, но, что более важно, к возникновению психологических барьеров между участниками процесса разработки и реализации стратегии. Опыт работы в сфере регионального управления позволяет заключить, что руководители управленческих региональных структур в большинстве понимают необходимость разработки стратегии, внедрения в практику и технологию управления различных нововведений.

В то же время, на более низких уровнях управления, отсутствует понимание смысла решения основных задач, относящихся к сфере стратегического управления, на основе изучения и эффективного использования территориального социально-экономического потенциала, разработки и реализации региональной инвестиционной политики и т.п. Возникающий при этом психологический барьер выражается в пассивно-агрессивной позиции к процессу введения новшеств вообще, к инициаторам этого процесса, боязни оказаться несостоятельными в глазах руководства, коллег. Представляется важным использование методов социально-психологического воздействия, способствующих повышению уровня готовности к восприятию разного вида новшеств в управлении. Это может быть реализовано на основе постоянно действующих семинаров с привлечением широкого круга ученых и специалистов, владеющих знаниями в области государственного и муниципального управления.

Функциональная структура механизма реализации стратегии региона представляется достаточно широким кругом функций управления, специфичность которого определяется методическими подходами к их классификации.

В качестве основных предлагается выделить функции мониторинга, социально-экономического анализа, прогнозирования и программирования.

Использование программно-целевого метода при реализации стратегического замысла создает значимые предпосылки для достижения намеченных стратегических целей с наименьшими затратами, преодоления ведомственных барьеров, объединения интересов предприятий и организаций различных форм собственности, хозяйствующих субъектов, органов власти и управления, населения для решения проблем развития региона.

Главной причиной неэффективной реализации программ вследствие их рассогласования является отсутствие детально разработанной и обоснованной стратегии экономического развития регионов, предусматривающей в процессе её разработки детальную проработку приоритетных направлений и узловых точек роста. Именно стратегия создает возможность выявления условий для перспективного развития и помогает принимать текущие решения с учетом сформулированных стратегических целей.

В условиях неготовности кадров управления к разработке территориальных программ на научной основе имеет место принятие административных решений по формированию программ. Это привело к искажению технологии программного планирования, когда вместо логической схемы «предпрограммные исследования – обоснование целей программы – разработка программы – реализация программы», на первый план выдвигалось решение по конкретной проблеме, под которое и «подстраивался» весь процесс программного планирования.

Такое явление практика объясняла остротой территориальных проблем, необходимостью их оперативного решения. В результате не проводились в необходимом объеме предпрограммные исследования, практически повсеместно разрабатываемые программы не имели обоснованного количественно выраженного целевого блока, в условиях затратной экономики не было стимула для поиска наиболее эффективных решений проблем территориального развития. Кроме того, отсутствие экономической заинтересованности участников программных работ в разработке, а главное в реализации территориальных программ (как правило – отраслевых организаций) подрывало мотивационную основу использования программно-целевого метода планирования для решения проблем территории.

Другая важная функция, осуществляемая в рамках механизма реализации стратегического выбора, – это функция мониторинга хода практического достижения намеченных стратегических ориентиров, целей и приоритетов.

Наличие полной, достоверной и своевременной информации о процессах, связанных с реализацией стратегического развития, является ключевым условием организации эффективного управления, в рамках которого формируются корректирующие воздействия, направленные на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций социально-экономических процессов, протекающих на территории региона.

Система мониторинга, обеспечивающая процессы поддержки управленческих решений, должна удовлетворять совокупности организационно-методических условий:

1. Система мониторинга должна базироваться на мощной информационной базе, предусматривающей сбор статистических данных по важнейшим показателям развития региона в разных временных интервалах.

2. Информационная статистическая база должна быть дополнена системой экспертных оценок, а также системой опросов руководителей и специалистов разного уровня управления по проблемам развития и управления региональной экономикой.

3. Процессы функционирования системы мониторинга должны предусматривать использование адаптированных к условиям региональной экономики современных методов и технологий аналитической обработки статистических и экспертных оценок.

4. Информационно-аналитическая подсистема мониторинга должна включать современные информационные технологии, позволяющие отслеживать тенденции развития не только региональной, но и федеральной, и мировой экономики.

Таким образом, изложенное выше позволяет сделать следующие выводы:

1. Назначение механизма реализации стратегического выбора региона состоит в целенаправленном воздействии органов регионального управления при поддержке государственных структур на все субъекты хозяйствования вне зависимости от используемых форм собственности с целью достижения намеченных ориентиров его перспективного социально-экономического развития.

2. К основным функциям названного механизма предлагается относить: обеспечение эффективного функционирования общественных институтов; формирование и поддержание функционирования системы стратегического планирования, включающей подсистемы мониторинга и поддержки управленческих решений; реализацию оптимальной структурно–инвестиционной политики; проведение экологической политики; реализацию социальной и демографической составляющей региональной стратегии.

3. Важнейшими принципами построения механизма реализации стратегического выбора региона предлагается считать принципы «баланса интересов», «гласности», «мониторинга». Соблюдение этих принципов состоит в обеспечении интересов различных слоев населения, предприятий и организаций различных форм собственности, субъектов управления различного иерархического уровня, участвующих в реализации стратегического выбора, в своевременном и полном информировании всех участников работ о полученных результатах на основе сформированной и эффективно действующей системы регионального эколого-социально-экономического мониторинга.

4. Парадигма исследования региона как самоорганизующейся системы позволяет дополнить состав основных принципов реализации стратегического выбора. Основные принципы самоорганизации, которые можно адаптировать к процессу реализации стратегического выбора региона: свобода выбора решений, неокончательность решений и внешнее дополнение.

5. Функциональная структура механизма реализации стратегии региона представляется кругом функций управления, специфичность которого определяется методическими подходами к их классификации. В качестве основных предлагается выделить функции мониторинга, социально-экономического анализа, прогнозирования и программирования.

6. Главной причиной неэффективной реализации целевых программ является отсутствие детально разработанной и обоснованной стратегии экономического развития регионов, предусматривающей в процессе её разработки детальную проработку приоритетных направлений и узловых точек роста. Именно стратегия создает возможность выявления условий для перспективного развития и помогает принимать текущие решения с учетом сформулированных стратегических целей.