В условиях разноплановой информационной нагрузки становится очевидной потребность обучающихся в полноценной адаптации и закреплении на практике полученных в течение семестра знаний. В связи с этим внедрение программы общеклинической учебной практики после третьего курса как переходного этапа от теоретических курсов обучения к клиническим является наиболее актуальным и логичным.
Главной отличительной особенностью данной программы является освоение практических навыков не столько в области сестринского дела, как это было при реализации ФГОС ВПО, сколько в области методики системного обследования больного, лабораторных и инструментальных методов диагностики. В обязанности студента входит заполнение медицинской документации, выполнение физикального обследования пациентов, составление плана дополнительных методов исследований, консультаций узких специалистов с возможностью дальнейшей интерпретации полученных результатов обследования для формулировки предварительного диагноза и составления плана лечения под контролем врача и ответственного за практику. А в дополнение к этому ежедневное заполнение студентом дневника практики, в котором отражаются оформленные за день истории болезни с алгоритмами методов обследования ускоряет адаптацию к лечебной работе и создает правильные предпосылки к изучению клинических дисциплин на четвертом курсе [5].
Одной из положительных сторон общеклинической практики является возможность знакомства с работой не только лечебных отделений, но и функционально-диагностических. Ежедневный контакт с врачами узких специальностей, лечебно-диагностической аппаратурой, доступ к лабораторным, инструментальным и функциональным исследованиям значительно расширяет профориентационные горизонты перед студентами. Наиболее заинтересованным студентам предоставляется возможность выбора в качестве базы практики узкоспециализированного лечебного учреждения [2, 3].
Расширенная программа практики неизбежно влечет за собой возникновение большого числа вопросов, получить полную информацию по которым студент может не только из размещенных ресурсов на интернет-страницах отдела организации учебной и производственной практики, но и при непосредственном общении с ответственным преподавателем по электронной почте или в телекоммуникационном режиме [1, 4].
Таким образом, реализация программы общеклинической практики позволяет оптимизировать учебный процесс, улучшить практическую подготовку студента, помочь с их более ранней профессиональной ориентацией, что в конечном итоге повышает профессионально-компетентностный уровень будущих выпускников.