Основная задача высшего образования на современном этапе заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. Современные достижения науки и широкое внедрение научных технологий в производственные процессы всех отраслей, в том числе и в сферу медицинского обслуживания населения, не только кардинально изменили условия трудового процесса, но и высоко подняли планку требований к выпускникам высших учебных заведений.
Современная система высшего медицинского образования призвана готовить молодых специалистов с высоким уровнем теоретической подготовки по своей врачебной специальности, способных быстро и эффективно реагировать на современные достижения медицинской науки, владеющих широким спектром клинического мышления и навыками эпидемиологической оценки ситуации, готовых внедрять новые технологии в практическое здравоохранение.
В связи с этим подготовка высококвалифицированных специалистов и повышение их конкурентоспособности в условиях непрерывного роста потока информации и развития новых информационно-коммуникационных технологий выдвигает на первый план необходимость преобразований в образовательном процессе.
Модернизация отечественного высшего профессионального образования характеризуется переориентацией его на личностный и компетентностный подход как приоритетный, что отражено в ФГОС ВПО 3-го поколения.
Данное учебное пособие рассматривает вопросы модернизации системы образования в медицинском университете за счет внедрения элементов обучения, основанных на формировании базовых компетенций, позволяющих выпускникам самостоятельно приобретать знания, максимально приближенные к практическому здравоохранению, внедрения в учебный процесс системы активных методов обучения, основанных на Hi-Tech технологиях.
В учебном пособии авторами представлены методы активного обучения, которые могут использоваться на различных этапах учебного процесса в медицинском вузе: круглый стол (дебаты и дискуссия), мозговой штурм, ролевые и деловые игры, кейс-метод, мастер-класс, интерактивная лекция и др.
Рассмотрены характеристики каждого интерактивного метода и алгоритмы их проведения. Приведены наглядные примеры анализа конкретных учебных ситуаций, решения ситуационных задач в группах и индивидуально при самостоятельной работе.
Большой раздел пособия посвящен использованию компьютерных обучающих программ, в частности «Электронная медицинская карта», применяющаяся на кафедре поликлинической терапии Ставропольского государственного медицинского университета.
Предназначено для студентов старших курсов, врачей-интернов, ординаторов, преподавателей медицинских вузов.
Учебное пособие «Инновационные технологии и интерактивные методы обучения в преподавании клинических дисциплин в медицинском вузе» в 2016 рекомендовано УМО РАЕ по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки: 31.05.01 – «Лечебное дело».