Практическая реализация принципов и содержания процесса развития конкурентоспособности осуществляется на основе определенных педагогических условий, которые обеспечивают достижение результата модели как переход студентов на более высокий и качественно отличный от предыдущего уровень развития конкурентоспособности.
Выделение комплекса педагогических условий осуществлялось нами исходя из поставленных задач и определенной нами структуры конкурентоспособности ИТ-специалиста (рисунок).
В рамках настоящей статьи остановимся на рассмотрении второго условия – обеспечение опережающего обучения будущих специалистов информационным технологиям для овладения современными способами по профессиональной деятельности.
Необходимость выделения данного условия связана с учетом темпов развития информационных технологий, быстрота которых значительно осложняет разработку современных образовательных стандартов и программ по информатике и информационным технологиям. Более того, продолжительность профессиональной подготовки в вузе превышает время устаревания технологии, что является особенно критичным при развитии конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов.
Концепция опрежающего обучения вообще и для ИТ-отрасли, в частности, появилась сравнительно давно, рассмотрим ее истоки и преломление ее основных положений к современным реалиям.
Достаточно полная и научно обоснованная концепция опережающего образования была впервые доложена на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» [3]. В данной концепции отражаются основные направления преобразования содержания и методологии учебного процесса во всех звеньях системы образования с целью адаптации и активизации деятельности студентов в условиях изменяющейся социальной и информационной среды и активного воздействия на нее в интересах сохранения и дальнейшего гармоничного развития человеческого общества и окружающей природы.
Педагогические условия развития конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов в процессе профессиональной подготовки в вузе
Придерживаясь мнения Л.И. Лепе [4], мы под опережающим обучением информационным технологиям будущих ИТ-специалистов понимаем обучение, которое происходит в согласовании с распространением новых информационных технологий и своевременным их включением в учебный процесс при формировании профессиональной компетентности без значительного временного отставания, обеспечивая конкурентоспособность в условиях стремительного развития ИТ-индустрии. Анализ работ Л.И. Лепе позволяет нам сделать предположение, что обеспечение опережающего обучения информационным технологиям будущих ИТ-специалистов должно реализовываться в трех направлениях:
• актуальности и востребованности изучаемых информационных технологий;
• высокого качества профессиональной подготовки будущих ИТ-специалистов;
• интенсификации процесса обучения с использованием информационных технологий моделирования.
Впервые на международном уровне к качеству подготовки ИТ-специалистов рекомендации к профессиональной подготовке в области информатики и информационных технологий были определены СС2001 [9] и СС2005 [10]. Данные документы получили развитие в виде дополнительных рекомендаций и версий, но указанные версии послужили неким «ядром».
В данных документах подчеркивается, что учебный опыт отличается от производственного, и преподаватели должны стремиться облегчить процесс перехода из учебного заведения в мир реального бизнеса: моделируя для студентов реальную рабочую среду, обучая их работать в команде, обеспечивая опытом участия в реальном проекте.
Моделирование условий будущей профессиональной среды – это место свободных, неограниченных действий студента, где он может с абсолютной свободой выбирать методы и средства для применения своих знаний. При этом он должен иметь возможность консультироваться с преподавателями и экспертами. Но основная цель моделирования – это формирование свободно действующего, самостоятельного, полноценного специалиста, способного оценить свои возможности и в ситуации, максимально приближенной к реальной, определить конкретную специализацию своей будущей профессиональной деятельности [6].
Моделирование позволяет организовать и командную работу. Для многих студентов обучение работе в команде не является естественным процессом, но он крайне необходим. Студенты должны привыкать работать как большими, так и малыми командами и овладевать приемами планирования, бюджетирования, организаторскими и коммуникационными навыками. Командная работа должна поддерживаться богатым лекционным материалом. Материал занятий может включать вопросы планирования проектов, способы повышения эффективности общения, характеристики успешных коллективов, анализ причин основных проблем, возникающих в группах, и т.п. Итоговая оценка может базироваться на результате командной работы, индивидуальных достижениях членов команды и комбинации этих показателей. Поведение отдельных студентов также может быть фактором, учитываемым при оценке [6].
Опыт участия в проекте может заметно развить навыки решения проблем, если перед студентами ставятся задачи, не разрешимые простым путем. Такие проекты могут быть как контролируемыми аудиторными занятиями, так и содержащими элементы непредсказуемости и импровизации. Целью проекта является развитие студенческих навыков за рамками простого умения решать в одиночку отдельные задачи [6].
Согласно СС2005 [10], высокое качество подготовки ИТ-специалистов может быть достигнуто только при тесном взаимодействии трех сторон:
• работодателей, действующих, исходя из своих потребностей;
• учебных заведений в лице профессорско-преподавательского состава;
• студентов, которые должны принимать активное участие в учебном процессе с целью осознанного определения своих предпочтений в той или иной сфере будущей профессиональной деятельности.
В документе СС2001 [9] указан один из наиболее важных путей поддержки образовательного процесса со стороны работодателей – это вовлечение сотрудников предприятий в образовательный процесс. Сотрудники предприятий могут предоставить поддержку по многим направлениям, выступая в роли наставников учащихся, работающих над проектом, читая лекции о своих предприятиях, работе и производственных процессах, ассистируя преподавателям, ведущим курсы, предоставляя студентам учебные и исследовательские материалы своих предприятий, а также проводить корпоративные курсы и тренинги для студенческой аудитории, принимая участие в работе консультативных комитетов и в конструктивных обсуждениях проблем факультета и студентов.
Так как гигантский рост информационных потоков не дает возможности полностью реализовать принцип передачи всех накопленных знаний в процессе формирования и развития профессиональной компетентности (профессионального компонента конкурентоспособности ИТ-специалиста), в настоящее время актуален вопрос интенсификации обучения с использованием информационных технологий.
Под интенсификацией обучения И.Г. Васильева понимает передачу большого объема учебной информации при неизменной продолжительности времени обучения и без снижения требований к качеству знаний [1].
Однако, считая, что интенсификация сводится не только к параметрам результативности и экономии времени, в нашем исследовании мы близки к пониманию интенсификации Л.И. Лепе. В своих работах ученый утверждает, что в современных условиях информатизации российского общества стратегическим направлением интенсификации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, а включение субъекта образования в процесс самостоятельного получения и синтеза необходимых знаний, что переводит обучаемого на уровень не только интеллектуальной, но и личностной и социальной активности [4].
Мы считаем, что из предложенных нами трех условий первое и второе выступают как необходимые, поскольку без них рассматриваемый процесс вообще не дает ожидаемого результата. Третье условие – достаточное, т.к. оно повышает его эффективность. Рассматриваемые условия взаимосвязаны и взаимозависимы, то есть представляют собой комплекс. Их реализация и будет определять эффективность развития конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Реализация выделенных условий осуществляется в комплексе на всех этапах развития конкурентоспособности будущего ИТ-специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе.