Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

EDUCATIONAL PORTAL: METHOD OF ELECTRONIC SUPPORT TRAINING FUTURE TEACHERS FOR A BAT ON THE EXAMPLE OF FORMING IMAGE

Novikova T.B. 1
1 Magnitogorsk State Technical University
This article describes the third pedagogical condition «Methods electronic support training of the future teachers to use new information technologies (for example, an educational organization)» on the preparation of the future teachers to the use of new information technologies in shaping the image of the educational organization. The results of this material may be used in the practice of training in the formation of image of the organization, not only in the field of educational services, but also for image-making as a whole. The methodology was based on the principles of objectivity described, dynamic feedback, flexibility, and included: the formation of an educational portal: concept development, physical location and structure of its content; teach students how to use the portal and get acquainted with its content; the inclusion of future teachers in independent project work on the formation of the image of the TOE using the capabilities and resources of the portal; placing on the portal of the results of work performed. More reviewed portal content and its structure.
electronic support
information technology
image
educational organization

Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий (НИТ) в формировании имиджа образовательной организации (ОО) – это сознательно организованный и управляемый процесс. Спроектированная нами модель подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОО морфологически представлена четырьмя блоками (подструктурами), в каждый из которых включены соответствующие им компоненты: блок управления (нормативный, целевой и компоненты научного обеспечения), блок педагогических условий (комплекс педагогических условий), процессуальный блок (содержательный, технологический и организационный компоненты), результативный блок (уровни, критерии, показатели, диагностические методики, методы математической статистики). Ядром спроектированной модели выступает блок необходимых и достаточных педагогических условий, реализация которых обеспечивает динамику достижения цели модели подготовки будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения. В качестве таких условий нами были выделены и теоретически обоснованы следующие:

• междисциплинарная интеграция при подготовке будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОО;

• погружение будущего учителя в проектную деятельность по использованию НИТ в формировании имиджа ОО;

• электронная поддержка подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОО.

В результате проведенного научного исследования по формированию имиджа образовательной организации с использованием новых информационных технологий, рассмотрим реализацию третьего педагогического условия. Методика реализации третьего педагогического условия, электронная поддержка подготовки будущего учителя к использованию новых информационных технологий (НИТ) в формировании имиджа образовательной организации (ОО), строилась на принципах объектности, динамичности, обратной связи, гибкости и предусматривала:

1) формирование образовательного портала: разработка концепции, физическое размещение структуры и ее информационное наполнение; обучение студентов правилам использования портала и ознакомление с его содержанием;

2) включение будущих учителей в самостоятельную проектную деятельность по формированию имиджа ОО, используя возможности и ресурсы портала;

3) размещение на портале результатов выполненных работ.

Образовательный портал – определенным образом организованный сайт в Интернете, который обеспечивает персонифицированный и настраиваемый интерфейс, дающий возможность пользователям взаимодействовать друг с другом, а также находить и использовать приложения и информацию в соответствии со своими интересами, задачами, функциями (студент, преподаватель, административный работник и т.п.). Он ориентирован на определенную целевую аудиторию, предоставляет средства поиска и накопления информации, средства интерактивного взаимодействия и совместной работы для пользователей, имеет механизмы классификации пользователей и персонификации их информационного обслуживания.

Использование портала в процессе подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОО позволило вывести его на новый уровень: во-первых, предоставление доступа к научным, учебным и методическим материалам на уровне факультета, университета и глобальной сети, что позволило решить проблему оперативного и наиболее полного получения информации по имиджелогии и особенностям формирования имиджа ОО с использованием НИТ, её недостаточности и ограниченности; во-вторых, студентам предоставлялась возможность выполнять не только индивидуальные работы, но и формировать проектные группы и выполнять общий проект, принимать участие в работе более чем одной группы; в-третьих, студенты могли обмениваться опытом с уже ранее разработанными проектами по формированию имиджа ОУ с применением НИТ, что позволяло им прорабатывать и эффективно решать возникающие проблемы при работе над новой задачей.

Следует отметить, что публикация результатов работ студентов на портале повышала у них уверенность в значимости, необходимости и результативности своей работы, стимулировала активность, заинтересованность в результатах, приобретении новых знаний и опыта в использовании НИТ в формировании имиджа ОО.

Рассмотрим содержание образовательного портала и его структуру (см. рис. 1):

1. Раздел «Нормативные документы»: Закон Российской Федерации «Об образовании»; «Национальная доктрина образования до 2025 года»; «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования; Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 гг.)».

2. Раздел «Методический материал»: рабочая программа спецкурса «Использование НИТ в формировании имиджа ОУ», лекции, практические и семинарские занятия, задачи, упражнения, тесты, презентации, видеозаписи, проекты преподавателя по использованию НИТ в формировании имиджа образовательного учреждения.

3. Раздел «Новости»: в сфере образования, науки, новых информационных технологий и имиджелогии;

4. Раздел «Библиотека»:

• ссылки на теоретический и практический материал в сети Интернет: ресурсы на источники в области НИТ, имиджелогии, использования НИТ в формировании имиджа образовательного учреждения; статьи, публикации, проекты, исследования и др.;

• ЭУМК по различным предметам, поддерживающие спецкурс «НИТ в формировании имиджа образовательного учреждения» (все публикации производятся с согласия авторов);

• электронные библиотечные каталоги, средства доступа к каталогам отдельных библиотек, глобальный электронный каталог, специализированные информационно-поисковые системы;

• словари, энциклопедии, глоссарии, базы данных.

5. Раздел «Разработки»: доклады, презентации, выполненные проекты и исследования студентов, преподавателей, ученых по использованию НИТ в формировании имиджа ОУ (все публикации производятся с согласия авторов).

6. Раздел «Диагностика»: раздел позволяет осуществлять экспресс он-лайн тестирование, содержит материалы для проведения исследований офф-лайн;

novik1.wmf

Рис. 1. Структура и содержание образовательного портала

7. Раздел «Конференции»: видео- и аудиоконференции, информация о конференциях различного уровня, посвященные вопросам применения НИТ, формирования имиджа образовательного учреждения, использованию НИТ в формировании имиджа образовательного учреждения и др.

8. Раздел «Форум»: раздел для обмена опытом, дискуссий, профессионально-педагогического общения по вопросам использования НИТ в формировании имиджа ОУ.

9. Ссылки на сетевые сообщества студентов, преподавателей и ученых, занимающихся созданием и реализацией проектов по использованию НИТ в формировании имиджа ОУ.

10. Раздел «Гостевая книга», в которой пользователи портала могут оставить свои отзывы об образовательном портале, проектах и исследованиях, выполненных студентами, преподавателями и другими участниками образовательного процесса.

11. Раздел «Практические рекомендации»: правила и рекомендации по работе с порталом; основы информационной безопасности; приёмы навигации и поиска информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования; психологические и физиологические аспекты сетевого общения (влияние глобальных сетей, угрозы сетевого общения, социализация личности средствами коммуникационных сетей); сетевой этикет, организация общения и культуры отношений в сети (организация личного информационного пространства, продвижение сетевого лица, этикет обезличенного взаимодействия) и др.