Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

SAMPLE OF CONTENTS MUSICAL EDUCATION OF CHILDREN OF DETAINEES MENTAL DEVELOPMENT THE AGE OF FIVE-SIX YEARS

Shusherova T.G. 1 Evtushenko I.V. 1 Evtushenko E.A. 1
1 Moscow State Pedagogical University
Among the problems of national education of persons with disabilities highlighted the need to develop modern approaches to the content of the musical education of the senior preschool children with mental retardation. Features of cognitive activity, emotional sphere and behavior, characteristic of the senior preschool children with mental retardation, hinder their successful socialization and training to the educational process in a comprehensive school, widespread and determine the need for the development and testing of effective correctional-developing technologies, which can be attributed, and art therapy techniques successfully overcoming the emotional and behavioral disorders. Criteria for success of the process of musical education of the senior preschool children with mental retardation are relatively poorly understood by modern researchers. The authors have been generalized and systematized the successful experience of the use of musical works for the hearing to normalize the emotional sphere and behavior in children with mental retardation. The article presents the results of the Master’s study on the development, testing and implementation of the content of musical correction and develops activities aimed at overcoming the emotional and behavioral disorders in the senior preschool children with mental retardation.
music education
emotional sphere
behavior
mentally retarded children

Решение поставленной цели исследования, заключавшегося в разработке и апробации содержания и методов музыкального воспитания, направленного на нормализацию эмоционально-поведенческих нарушений у старших дошкольников с ЗПР, осуществлялось в 2015–2016 учебном году на базе Центров развития ребенка – детских садов №18, 19 г. Россоши Воронежской области. В исследовании приняли участие двадцать в возрасте пяти-семи лет.

Содержанием подготовительного этапа выступило определение задач, разработка содержания музыкального репертуара; определение основных положений, составление перспективного плана (сроки проведения, состав экспериментальных групп и т.п.), разработка необходимой исследовательской документации. На начальном этапе были определены специфика нарушений эмоциональной сферы и поведения у дошкольников с ЗПР, степень владения музыкально-исполнительскими навыками, умениями. В ходе основного этапа исследования осуществлялся обучающий эксперимент. Заключительный этап был направлен на обобщение результатов исследования, в том числе с помощью метода независимых оценок.

Нами была разработана примерная модель музыкального воспитания, где основным средством преодоления эмоционально-поведенческих нарушений выступили арттерапевтические технологии. В структуру модели вошли: цель, задачи, принципы, факторы, содержание, методы, средства, организационные формы, педагогические условия. Цель: преодоление нарушений эмоциональной сферы и поведения средствами арттерапевтических технологий. Задачи: 1) формирование активного музыкально-эстетического восприятия музыкальных произведений, развитие готовности к собственному творчеству; 2) знакомство с музыкальным творчеством своего народа и народов других стран; 3) формирование интереса к музыкальному искусству, стремления к созданию красоты в жизни группы, сада, собственной жизнедеятельности; 4) формирование потребности соблюдения эстетических требований; 5) формирование собственного опыта эстетического поведения, готовности следовать принятым эстетическим ценностям. Дидактические принципы условно были распределены на общедидактические, частные и специфические. К общедидактическим мы отнесли: природосообразность, партнерство, гуманизм, культуросообразность, ориентация на эстетические ценности; среди частных: художественность, творческое самовыражение, целенаправленное управление средствами музыкальной выразительности; специфические: единство диагностики и коррекции, раннее начало психокоррекции, индивидуализация и дифференциация, учет лечебно-компенсаторных и терапевтических свойств музыкального искусства. К факторам, как основным движущим силам музыкально-воспитательного процесса были отнесены: деятельность воспитанников: игровая, трудовая, творческая, спортивная, коммуникативная; деятельность воспитателей и педагогов: обучение, воспитание, развитие, коррекция, социализация; коллектив воспитанников, формирующий способы взаимодействия. Содержание: овладение воспитанниками музыкальной культурой, культурным народным и профессиональным наследием, средствами музыкальной выразительности, социальным опытом, включающим: потребность в музыке, совокупность знаний, умений, навыков; освоение системы эстетических ценностей; музыкально-эстетические оценочные представления и суждения; общественно полезная деятельность. Нами использовались методы: формирования сознания (рассказ, беседа, объяснение, использование примера, убеждение, внушение); формирования поведения (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, игра); стимулирования (поощрение, наказание, соревнование). Средствами обучения выступали стиль взаимоотношения педагога с воспитанниками, слово педагога, музыкально-развивающая среда, методическая литература, театрализация музыкальных произведений, фото-, видеоматериалы, аудиозаписи музыкальных произведений. В качестве организационных форм нами применялись: массовые: праздники, утренники, отчетные концерты, конкурсы, выставки, фестивали детского творчества, спектакли; групповые: музыкальные, воспитательные занятия; занятия студий дополнительного образования, посещение спектаклей и др.; индивидуальные: индивидуальные творческие маршруты с учетом различных образовательных потребностей воспитанников. Среди педагогических условий: создание музыкально-развивающей среды, повышение квалификации педагогических работников, интеграция творческой деятельности педагогов и воспитанников в образовательную и свободную деятельность, внедрение инструментов оценки качества, учитывающих результаты процесса преодоления нарушений эмоциональной сферы и поведения у дошкольников с ЗПР.

В ходе исследования были апробированы более восьмидесяти музыкальных произведений различного жанра, рекомендованных для детей дошкольного возраста, (традиционное и современное, народное и классическое творчество), с целью выявления их эффективности для нормализации эмоционально-поведенческих нарушений у старших дошкольников с ЗПР. Перед каждым прослушиванием произведений с участниками исследования проводилась специальная предподготовка по активации «доэмоциональной» установки воспитанников: рассказ, беседа, сюжетно-ролевая, музыкально-дидактическая, театрально-творческая игра. Данные методы «настраивали» на определенное эмоциональное состояние, что улучшало музыкально-образное восприятие. Начальная установка корректировалась воздействием музыки и отражалась в переживаниях, соответствовавших основной эмоциональной модальности музыкального произведения, индивидуальным особенностям каждого воспитанника, его опыту, внутреннему состоянию, особенностям нарушений эмоциональной сферы и поведения. По результатам апробации были выделены пятьдесят два музыкальных произведений, распределенные на восемь групп, в зависимости от преобладания настроения у большинства слушателей, таких как: радость, задумчивость, загадочность, уверенность, бодрость, печаль, волнение, решительность. Проведенный анализ средств музыкальной выразительности позволил дифференцировать соотношений темпа и лада, ритма, тембра, динамических оттенков, гармонических и мелодических особенностей, оказывающих наиболее существенное влияние на моделирование эмоциональных состояний.

Примерный музыкальный материал для слушания дошкольниками с ЗПР для моделирования определенных эмоциональных состояний

Основные параметры музыки

Основная модальность экспрессии

Вербальные характеристики эмоциональных состояний

Музыкальный материал

Быстрая мажорная

Радость

Решительная, четкая, веселая, отчетливая, бойкая, игривая, задорная, резвая, солнечная, праздничная, радостная, ликующая, шутливая

Ф. Шуберт «Марш»

В. Витлина «Всадники»

А.Филиппенко «Саночки»

Д. Кабалевский «Зайчики»

Т. Попатенко «Машина»

Французская народная мелодия «Подскоки»

Е. Жарковский – М. Лапесова «Веселый Новый год»

Медленная мажорная

Задумчивость, спокойствие

Прозрачная, плавная, нежная, спокойная, волнующая, размеренная, повествовательная

Ф. Шуберт «Вальс»

Д. Шестакович «Вальс-шутка»

В.А. Моцарт «Колыбельная»

Русские народные песни «Андрей-воробей», «На горе-то калина»

Умеренная медленная мажорная

Уверенность

Радостная, раздольная, праздничная, торжествующая

Т. Ломов – М. Ивенсен «Лошадка Зорька»

Г. Гриневич – С. Прокофьев «Кто проснулся рано?»

Л. Абелян «Песенка про хомячка»; Русская народная песня «Три синички»

Умеренная быстрая мажорная

Бодрость

Четкая, храбрая, уверенная, подчеркнутая, решительная, резкая

Д. Кабалевский «Барабанщик»

Л. Банникова «Лошадки»

А. Жилин «Птички летают»

З. Компанеец – П. Синявский «Всем нужны друзья»

Ю. Чичков – П. Синявский «Птичница-отличница» Русская народная песня «Каравай»

Умеренная медленная минорная

Загадочность

Настороженная, страшная, крадущаяся, таинственная, обидчивая, недовольная, затихающая, опасающаяся

В. Витилин «Страшилище»

П. Чайковский «Баба Яга»

Т. Ломова «Спокойный шаг»

Д.Львов-Компанеец «Великаны и гномы»; Э. Григ «В пещере горного короля»

Д. Львов-Компанеец – М. Пляцковский «Дождик обиделся»

А. Фиппенко – Т. Волгина «По малину в сад пойдем»

Медленная минорная

Печаль

Унылая, грустная, тоскливая, плакучая, хмурая, пасмурная, серьезная, сдержанная, задумчивая

С. Левидов «Колыбельная»

Г. Фрид «Маша спит»

А. Штейнвиль «Грустное настроение»

Т. Попатенко – М. Ивенсен «Скворушка прощается»

Быстрая минорная

Волнение

Раздраженная, беспокойная, хлопотливая, суетливая, взволнованная, тревожная, летящая, стремительная

Французская народная мелодия «Подскоки»

Латвийская народная мелодия «Кружение парами»

Р. Шуман «Смелый наездник»

Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»

Умеренная быстрая минорная

Решительность

Строгая, мощная, смелая, волевая, суровая, отважная

И. Арсеев «Папа и мама разговаривают»

Русская народная мелодия «Хороводный шаг»

П. Чайковский «Сладкая грёза»

Т. Ломова «Мельница»

Определенной особенностью представленной музыки было не только влияние на активизацию когнитивных и познавательных процессов, но и целенаправленная модуляция отдельных эмоциональных состояний, способствующих преодолению такие негативных переживаний, как депрессия, тревожность, агрессия, подавленность. Переживания собственной неуспешности эффективно заменялись положительным настроем, уверенностью в своих собственных силах, искренним, радостным, открытым отношением к окружающим людям.