Актуальность. Анализируя современные подходы к управлению врачебными кадрами нельзя не остановиться на проблеме адаптации молодого врача на рабочем месте. По мнению Вириной И.В. (2007) профессиональная адаптация – это «субъективно опосредованное развитие личности, обусловленное индивидуальными особенностями и склонностями с целью выработки смысловой ориентации и формирования профессиональной компетенции для последующей трудовой деятельности» [1].
Для молодого врача, не работавшего ранее в медицинском коллективе, становится сложным правильно принять реалии настоящей клинической работы. В исследовании Наквасиной С.Н. (2015) подчеркивается важность совпадения ожиданий от профессиональной деятельности у ординаторов различных профилей с особенностями работы в конкретном лечебном учреждении. Автор подчеркивает необходимость практической работы будущих врачей, успешной профессиональной адаптации и преодоления трудностей врабатывания в медицинский коллектив [5].
Ряд авторов указывает на наличие у абитуриентов и студентов реальных представлений о специфике врачебной работы. Зачастую в медицину приходят лица, имеющие завышенные представления о своем образовании, уровне профессиональной подготовке или об особенностях микросоциальных взаимоотношений во врачебном коллективе. Некоторые будущие врачи до конца своего обучения имеют идеализированные и книжные представления о работе врача. Профессиональная адаптация таких молодых специалистов не только затруднена, но и зачастую невозможна Ведущими причинами отказа от врачебной деятельности чаще всего являются воздействие профессионального стресса и развитие профессионального выгорания [4, 6].
В тоже время, несмотря на активное изучение проблемы нарушения профессиональной адаптации врача, большинство отечественных и зарубежных исследователей останавливаются только на процессах развития профессионального выгорания.
Цель исследования: разработать систему оценки успешности адаптации молодого врача к профессиональной деятельности, на основании данных медико-социального анкетирования и психологического тестирования.
Материалы и методы исследования
Публикация осуществляется в рамках исследования выполняемого при финансовой поддержке ФГБУ «Российский гуманитарный научный фонд»: проект № 15–16–69002/15 а(р) «Гендерные аспекты ценностных ориентиров и профессиональной мотивации молодых врачей работающих на территории Тверской области» и Администрации Тверской области.
В основу построения диагностической модели была взята неоднородная последовательная статистическая процедура распознавания, разработанная А.А. Генкиным (1962) и Е.В. Гублером (1964). Данная статистическая процедура является разработанным для медицины вариантом процедуры распознавания образов A. Wald’a [2]. В исследовании были использованы результаты анкетирования 918 молодых врачейа хирургического, терапевтического и диагностического профиля. В ходе работы проводилось математическое планирование объема необходимых исследований, использовалась формула Меркова-Полякова [7]. Учитывая, что нами анализировались экстенсивные показатели, для оценки достоверности полученных результатов использовался непараметрический критерий – метод угловых отклонений Фишера, позволяющие оценить достоверность различий при виде распределения отличном от нормального [2].
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе проведения неоднородной последовательной статистической процедуры распознавания была изучена информативность и диагностическая ценность значимых (p<0,05 и p<0,001) медико-социальных и психологических характеристик молодого, свидетельствовавших о качестве его адаптации на рабочем месте. Были созданы девять диагностических таблиц, объединенных в три блока по характеру анализируемых признаков. На основании рассчитанных диагностических чисел были определены диагностические коэффициенты, как округленное до целого значение диагностического числа с учетом направления влияния на вероятность отнесения классифицируемого объекта к основной группе классов. В результате были созданы 3 серии по 3 диагностические таблицы для молодых врачей хирургического, терапевтического и диагностического профиля.
На основании полученных данных корреляционного анализа нами были построены линейные дискриминаторы, позволяющие выделить молодых врачей, имеющих успешную профессиональную адаптацию и не планирующих смену места работы. Для врачей хирургического профиля выделены следующие значения: по табл. I-1 ДК>4, по табл. II-1 ДК>3, по табл. III-1 ДК>11. Для врачей терапевтического профиля выделены следующие значения: по табл. I-2 ДК>9, по табл. II-2 ДК>6, по табл. III-2 ДК>5. Для врачей диагностического профиля выделены следующие значения: по табл. I-3 ДК>5, по табл. II-3 ДК>2, по табл. III-3 ДК>6.
Использование диагностических таблиц позволило нам формализовать диагностический процесс и разработать алгоритм оценки успешности профессиональной адаптации молодого врача в зависимости от профиля его деятельности (рис. 1). Вначале мы должны исключить успешно адаптированных молодых врачей (позиция 2) – новому обследованному (позиция 1), в зависимости от профиля его деятельности должен быть предложен один из трех комплектов диагностических таблиц: для врачей хирургического профиля используется комплект таблиц I-1, II-1, III-1 (позиция 3), для врачей терапевтического профиля используется комплект таблиц I-2, II-2, III-2 (позиция 4), для врачей диагностического профиля используется комплект таблиц I-3, II-3, III-3 (позиция 5). Проверяются диагностические коэффициенты, полученные по диагностическим таблицам выбранного ранее комплекта. Если у врача хирургического профиля значения диагностических коэффициентов, полученных по лученных по таблицам комплекта I, превышают пороговые (ДК(I-1)>4, ДК(II-1)>3, ДК(III-1)>11) – позиция 7, то обследование завершается (позиция 6). Иначе обследование переходит на позицию 11. Если у врача терапевтического профиля значения диагностических коэффициентов, полученных по лученных по таблицам комплекта II, превышают пороговые (ДК(I-2)>9, ДК(II-2)>6, ДК(III-2)>5) – позиция 8, то обследование завершается (позиция 6).
Рис. 1. Алгоритм оценки успешности адаптации молодого врача хирургического, терапевтического и диагностического профиля
Иначе обследование переходит на позицию 11. Если у врача диагностического профиля значения диагностических коэффициентов, полученных по лученных по таблицам комплекта III, превышают пороговые (ДК(I-3)>5, ДК(II-3)>2, ДК(III-3)>6) – позиция 8, то обследование завершается (позиция 6). Иначе обследование переходит на позицию 11.
На следующем этапе (позиция 11) мы определяем соответствие медико-психологического и ценностного профиля молодого врача типичным профилям для данной специальности (рис. 2).
Если полученный профиль (например, у молодого терапевта) совпадает с типичным профилем другой специальности (например хирургического или диагностического профиля), то рекомендуется смена врачебной специальности (позиция 10). Иначе мы переходим на позицию 12 – изучение медико-социальной характеристики врача с помощью таблиц серии I (для врачей хирургов выбирается диагностическая таблица I-1, для врачей терапевтов выбирается диагностическая таблица I-2, для врачей диагностического профиля выбирается диагностическая таблица I-3).
Далее рассмотрим прохождение диагностического алгоритма на примере молодого врача терапевтического профиля. Если при изучении медико-социальной характеристики врача с помощью таблиц серии I (позиция 12) диагностический коэффициент будет ниже 0 (позиция 14), то необходимо провести изменение условий проживания или материального обеспечения специалиста для повышения его профессиональной адаптации (позиция 13). Иначе мы переходим на следующий шаг алгоритма – изучение ценностных приоритетов врача с помощью таблиц серии II (позиция 15). В случае выявления у молодого специалиста диагностического коэффициента ниже 0 (позиция 17), рекомендовано изменение условий и характера поощрений врача (позиция 16). В противном случае происходит переход на позицию диагностического алгоритма №18. Здесь мы проводим изучение медико-психологического профиля врача с помощью таблиц серии III. Если полученный врачом диагностический коэффициент будет ниже 0 (позиция 20), то необходима консультация психолога и углубленное психологическое обследование (позиция 19).
Рис. 2. Структура ценностных ориентиров молодых врачей, обусловленных профессиональной принадлежностью: 1.1 – высокая зарплата; 1.2 – стабильная зарплата; 1.3 – получение ведомственного жилья; 1.4 – получение социальных выплат или субсидий; 1.5 – близкое расположение места работ и места жительства; 2.1 – улучшение своего социального статуса; 2.2 – закрепление социального статуса семьи; 2.3 – уважение со стороны соседей и родственников; 2.4 – переезд в крупный город; 3.1 – помощь окружающим людям; 3.2 – спасение нуждающихся; 3.3 – участие в гуманитарных мероприятиях (%)
В случае получения молодым врачом по всем диагностическим таблицам значений больше 0, но меньше порогового диагностического коэффициента, такой врач относится в группу наблюдения и ему рекомендуется пройти повторное обследование через 3–4 месяца (позиция 21).
Для облегчения процесса принятия решения нами была разработана компьютерная программа «Программа для оценки качества адаптации молодого врача к работе» – свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2015660863 от 12.10.2015 [3]. Программа предназначена для формализованной оценки качества адаптации молодого врача к работе. Она позволяет выявить группу молодых врачей с хорошей адаптацией к работе, группу молодых врачей со слабой адаптацией к работе и молодых врачей с нарушенной адаптацией к работе. Программа может быть использована для оценки эффективности закрепления молодого специалиста на рабочем месте.
Программа обеспечивает выполнение следующих функций: ввод имени и фамилии врача, выбор возраста врача, вывод на экран вопросов и ответов, обработка полученных данных, вывод на экран результата. Тип ЭВМ: IBM PC –совместимый персональный компьютер, язык программирования Flash ActionScript, рекомендованная операционная система Windows ХР и выше. Объём программы составляет 4537 Кб. Инсталляция не требуется, возможен запуск со съемного носителя. Область применения программы организация здравоохранения, психология.
Таким образом, нам удалось создать диагностическую экспертную систему с использованием формализованного подхода. Применение неоднородной последовательной статистической процедуры распознавания позволило создать диагностические таблицы, описывающие медико-социальные, ценностные и медико-психологические характеристики молодых врачей с учетом профиля их деятельности. Был создан алгоритм оценки успешности адаптации молодого врача хирургического, терапевтического и диагностического профиля. Для его реализации, при финансовой поддержке ФГБУ РГНФ – проект № 15–16–69002/15 а(р) и Администрации Тверской области была разработана и зарегистрирована «Программа для оценки качества адаптации молодого врача к работе».