Настоящая статья посвящена методическим аспектам разработки психолого-педагогического инструментария диагностики и оценки результатов обучения (знаний, умений и широких «надпрофессиональных» компетенций) в системе адаптивного управления качеством профессионального образования на примере ИТ-сферы. При этом, под компетенциями понимаются доказанные способности применения знаний, умений, а также личных, социальных и методологических качеств в образовательной или профессиональной среде для профессионального или персонального развития [1].
При подготовке к дисциплине «Функциональная и технологическая стандартизация ИКТ» в связи с ограниченным объемом литературы оценочно-измерительного материала, был разработан контрольно-измерительный материал, который в дальнейшем будет адаптирован к учебному процессу для оценки эффективности решения задач управления в социальных и экономических системах [2, 3]. Рассмотрим подробнее:
Вариант №1
1. Общей целью стандартизации является (выберите наиболее подходящий ответ):
a. Удовлетворение запросов организации
b. Защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг.
c. Защита интересов потребителей по вопросам качества продукции, количества товаров, процессов и услуг.
d. Безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.
2. Непосредственным результатом стандартизации является, прежде всего …
a. нормативный документ (НД).
b. нормативный регламент (НР).
c. нормативная справка (НС).
d. Стандарт.
4. ISO 9000 – серия международных стандартов, описывающих требования к …
a. качеству ПО.
b. качеству программного продукта.
c. системе менеджмента качества организаций и предприятий.
d. корпоративной информационной системе.
4. Какая задача, согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207–99, не включена в процесс эксплуатации.
a. Подготовительная работа
b. Эксплуатационное тестирование
c. Интеграция системы
d. Поддержка пользователей
5. Укажите наиболее верное определение термина «Система обеспечения качества»:
Совокупность методов и средств организации управляющих и исполнительных подразделений предприятия, участвующих в проектировании, разработке и сопровождении комплексов программ с целью придания им свойств, обеспечивающих удовлетворение потребностей заказчиков и потребителей при минимальном или допустимом расходовании ресурсов.
a. Совокупность методов и средств организации управляющих и исполнительных подразделений предприятия, участвующих в эксплуатации комплексов программ с целью придания им свойств, обеспечивающих удовлетворение потребностей заказчиков и потребителей при минимальном или допустимом расходовании ресурсов.
b. Совокупность свойств программного средства, обуславливающая его пригодность удовлетворять заданные или подразумеваемые потребности в соответствии с его назначением.
c. Совокупность методов и средств организации управляющих и исполнительных подразделений предприятия, участвующих разработке комплексов программ с целью придания им свойств, обеспечивающих удовлетворение потребностей заказчиков и потребителей при минимальном или допустимом расходовании ресурсов.
6. Совокупность принятых в установленном порядке правил и условий, с помощью которых устанавливается приемлемость в целом качества программного средства.
a. Атрибут
b. Метрика
c. Качество в использовании
d. Критерий оценки
7. Выберите мероприятия, обеспечивающие приемлемый уровень качества программного средства, которое относят к административным.
a. Выбор стандарта качества и четкое следование ему на всех этапах.
b. Широкое внедрение автоматизации тестирования.
c. Выбор надежной СУБД.
d. Проведение совместных аттестаций с пользователем.
8. Набор атрибутов, относящихся к способности программного обеспечения сохранять свой уровень качества функционирования при установленных условиях за установленный период времени. Рекомендуется характеризовать уровнем завершенности (отсутствие ошибок), устойчивостью к ошибкам.
a. Применимость.
b. Надежность.
c. Функциональная пригодность.
d. Эффективность.
9. Укажите корректную формулу удельной стоимости.
a. Удельная стоимость = Длина / Затраты (тыс.LOC / чел.-мес.)
b. Удельная стоимость = Страниц_Документа / Длина (Страниц / тыс.LOC)
c. Удельная стоимость = Стоимость / Длина (тыс.$ / LOC)
d. Удельная стоимость = Длина / Стоимость (LOC / тыс.$)
10. Статическая модель, вычисляет затраты разработки и ее стоимость как функцию размера программы:
a. базисная СОСОМО
b. промежуточная СОСОМО
c. усовершенствованная СОСОМО
d. СОСОМО
Вариант №2
1. Какой из этапов ЖЦ ПС с большим временем ЖЦ является наиболее трудоемким:
a. проектирование
b. внедрение
c. планирование
d. эксплуатация
2. Процесс обнаружения и исправления ошибок называют:
a. отладкой
b. тестированием
c. компиляцией
d. верификацией
3. CASE-технология это программный комплекс, автоматизирующий весь технологический процесс:
a. анализа сложных программных систем
b. проектирования сложных программных систем
c. разработки и сопровождения сложных программных систем
d. обучения утилизации сложных программных систем
4. Временный документ, который принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей, а также тех, кто может его применить. Информация, полученная в процессе использования предварительного стандарта, и отзывы об этом документе служат базой для решения вопроса о целесообразности принятия стандарта:
a. стандарт
b. предварительный стандарт
c. документ технических условий
d. регламент
5. Если дефекты программного обеспечения могут быть устранены применяемыми усилиями, то о таком программном обеспечении говорят, как о:
a. способном к эволюции
b. сепарабельном
c. ремонтопригодном
d. вариативном
6. Соглашение между программистом, использующим данный объект и программистом создавшим его называется:
a. спецификацией разработки
b. спецификацией требований
c. спецификацией пользователя
d. спецификацией модуля
7. Когда система передана заказчику, начинается этап:
a. эксплуатации
b. тестирования
c. верификации
d. анализа
8. Первичной целью любого инженерного продукта является его:
a. безопасность
b. консолидированность
c. надежность по
d. соответствие требованиям заказчика
9. Тестирование выполнения программы без знания того, как она спроектирована и запрограммирована называют тестированием методом:
a. черного ящика
b. методом «орел-решка»
c. темной комнаты
10. Интероперабельностью называют:
a. межпроектное взаимодействие внутри одной группы разработок
b. переносимость программного обеспечения с платформы на платформу
c. способность программного обеспечения к взаимодействию с другим программным обеспечением
Вариант №3
1. Целями внедрение системы менеджмента качества по ИСО 9001:2000 являются:
a. Понизить результативность и прибыльность
b. Достигать удовлетворенности потребителей
c. Увеличить долю присутствия на рынке
d. Сохранить долю присутствия на рынке
e. Ухудшить коммуникацию и моральный дух в организации
f. Повысить затраты и задолженности
g. Повысить надежность производственной системы
h. Оценка эффективности внедрения системы
2. ГОСТ Р ИСО 10006–2005:
a. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании
b. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента
c. Менеджмент организации. Руководящие указания по управлению конфигурацией
3. ГОСТ Р ИСО 19011–2012:
a. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании
b. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента
c. Менеджмент организации. Руководящие указания по управлению конфигурацией
4. ГОСТ Р ИСО 10007–2007:
a. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании
b. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента
c. Менеджмент организации. Руководящие указания по управлению конфигурацией
5. ГОСТ Р ИСО 9004:
a. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности
b. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента
c. Менеджмент организации. Руководящие указания по управлению конфигурацией
6. К функциям стандарта относится:
a. Повышение уровня безопасности
b. Обеспечение конкурентоспособности
c. Понижение качества
d. Содействие соблюдению требований технических регламентов
e. Гармонизация национальных правил и других нормативных документов в области аудита
f. Дайте определение международному стандарту:
g. Международные стандарты – это …..
7. Дайте определение стандарту в широком смысле: ……
a. Дайте расшифровку ISO:
b. ISO 9000 – серия международных стандартов, описывающих требования к …
c. качеству ПО.
d. качеству программного продукта.
e. системе менеджмента качества организаций и предприятий.
f. корпоративной информационной системе.
Результаты данной статьи могут быть адаптированы к таким курсам как «Функциональная и технологическая стандартизация ИКТ», «Стандартизация, сертификация и управление качеством ПО» для направлений «Бизнес-информатика», «Прикладная информатика».