Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

KAZAKHSTAN AND VIETNAM: PROSPECTS OF TRADE COOPERATION WITHIN THE PROJECT «THE SILK ROAD ECONOMIC BELT»

Aitenov N.Z. 1
1 Narxoz University
The article discusses the prospects of trade cooperation between the Republic of Kazakhstan and the Socialist Republic of Vietnam. The author carried out the idea that the project «The Silk Road Economic Belt» contributes to deepening integration of Kazakhstan into the world economy. Implementation of this project will create favorable conditions for the development of trade relations between Kazakhstan and Vietnam. We carried out analysis of mutual trade between the two countries from 2001 till 2015 and revealed its development features. The relevance of the article is to find ways to overcome the consequences of the global economic crisis for Kazakhstan through the implementation of trade and economic potential, in particular in co-operation with Vietnam.
the world economy
mutual trade
integration
«The Silk Road Economic belt»

Идея «экономического пояса Шелкового пути», озвученная председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином 7 сентября 2013 г. во время своего выступления в Назарбаев Университете, положила старт одному из самых перспективных и многообещающих проектов XXI века [1]. Данная идея обрела поддержку Президента Казахстана Н.А. Назарбаева, ранее объявившего начало проекта «Новый Шелковый путь» во время 25–го заседания Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан [2]. Для Казахстана возрождение древнейшего торгово-экономического маршрута позволяет использовать одно из главных преимуществ данной страны как географическое расположение, связывающую Европу и Азию. «Экономический пояс Шелкового пути» (далее – ЭПШП) способствует реализации внешнеполитического курса Казахстана, который направлен на разностороннюю интеграцию в мировое сообщество.

Реализация проекта ЭПШП стимулирует развитие и углубление экономического сотрудничества Казахстана со странами Юго-Восточной Азии, в частности с Социалистической Республикой Вьетнам.

Сотрудничество Казахстана с Вьетнамом развивается в позитивном направлении. С 1994 г. действует межправительственное соглашение между данными странами о торгово-экономическом сотрудничестве. В 1997 г. была создана казахстанско-вьетнамская межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Интенсивное развитие двухсторонних отношений наблюдается после визита преьмер-министра Вьетнама Нгуен Тан Зунга в сентябре 2009 г., когда был подписан План совместных действий между Вьетнамом и Казахстаном на 2011–2013 гг., где одним из основных целей указывается укрепление торгово-экономического сотрудничества. Также были подписаны соглашения о поощрении и защите инвестиций, сотрудничестве в энергетической сфере, стратегическом сотрудничестве между нефтегазовой корпорацией Вьетнама «ПетроВьетнам» и АО «НК «КазМунайГаз» [3].

По данным Международного торгового центра при ЮНКТАД/ВТО, товарооборот между Республикой Казахстан и Социалистической Республикой Вьетнам за 2015 год составил 205,8 млн. долл..

Несмотря на снижение данного показателя по сравнению с предыдущим годом на 24,2 %, стоит отметить, что за последние 15 лет объем товарооборота между данными странами вырос почти в 16 раз.

Хотя удельный вес товарооборота с Вьетнамом в общем объеме товарооборота РК незначителен, можно наблюдать его 3-х кратное увеличение, начиная с 2001 г. до 2015 г. c 0.09 % до 0,27 %.

Динамика товарооборота Казахстана с Вьетнамом за период 2001 г. по 2015 г. вполне неоднозначна. Так, с 2001 г. по 2004 г. наблюдается увеличение объема товарооборота между рассматриваемыми странами с 12,9 млн. долл. до 56,6 млн. долл., Незначительное сокращение объемов товарооборота между данными странами в 2005 г. перетекло в резкий спад в 2006 г., когда данный показатель составил 20,5 млн. долл., что на 63,8 % ниже по сравнению с предыдущим годом. Далее идет рост объема товарооборота между Казахстаном и Вьетнамом вплоть до 2008 г. (96,1 млн. долл.), который сокращается в 2009 г. на 8,0 %. а в 2010 г. наблюдается резкий спад в показателях взаимной торговли между рассматриваемыми странами до 38,3 млн. долл. С 2010 г. по 2014 г. увеличение объема товарооборота РК с Вьетнамом составляет в среднем 45,9 %. а в 2015 г. объем товарооборота между данными странами снизился на 65,8 млн. долл. (таблица).

С 2001 г. по 2009 г. во взаимной торговли Казахстана с Вьетнамом наблюдался положительное сальдо торгового баланса для РК, а начиная с 2010 г. по 2015 г. имеется отрицательное сальдо (рисунок 1).

Объем экспорта Казахстана во Вьетнам в 2015 г. составил 10,4 млн. долл., что в 6 раз превышает аналогичный показатель 2014 г. Пик показателей экспорта Казахстана во Вьетнам приходится на 2008 г., когда он составил 72,9 млн. долл.

Товарная структура экспорта РК во Вьетнам с 2001 г. по 2012 г. состояла из 2 основных товарных групп: «железо и сталь» (91,6 %) и «поваренная соль; серы; песок и камень; штукатурные материалы, известь и цемент» (4,5 %). В рассматриваемый период Казахстан входил в число топ-20 поставщиков железа и стали на рынок Вьетнама, но Китай и Республика Корея сместили Казахстан из данного рынка.

Показатели взаимной торговли Казахстана с Вьетнамом

Торгово-экономические показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Товарооборот Казахстана с Вьетнамом, млн USD

20,5

68,8

96,1

88,4

38,3

59,2

121,2

237

271,6

205,8

Удельный вес Вьетнама в общем товарооброте РК, в %

0,03

0,09

0,09

0,12

0,05

0,05

0,09

0,18

0,23

0,27

Экспорт из Казахстана во Вьетнам, млн. USD

15,4

56,8

72,9

66,4

10,9

7,4

5,3

1,4

1,7

10,4

Удельный вес в общем экспорте РК, в %

0,04

0,12

0,1

0,15

0,02

0,01

0,01

0,01

0,01

0,02

Импорт Казахстана из Вьетнам, млн. USD

5,1

12

23,2

22

27,4

51,8

115,9

235,6

269,9

195,4

Удельный вес в общем импорте РК, в %

0,02

0,04

0,06

0,08

0,11

0,14

0,26

0,48

0,65

0,65

Торговый баланс между Казахстаном и Вьетнам

10,3

44,8

49,7

44,4

-16,5

-44,5

-110,5

-234,2

-268,2

-185,0

Примечание. Таблица составлена на основе данных Международного торгового центра при ЮНКТАД/ВТО [5].

ait1.tiff

Динамика взаимной торговли между Казахстаном и Вьетнамом (на основе данных Международного торгового центра при ЮНКТАД/ВТО [5])

За последние 3 года группа товаров «поваренная соль; серы; песок и камень; штукатурные материалы, известь и цемент» (54,2 %) образует основу экспорта Казахстана в рассматриваемую страну. В 2015 г. идет крупная поставка свинца и его изделий во Вьетнам на сумму 8,7 млн. долл., что составляет 83,7 % от всего объема экспорта РК в данную страну за этот год.

Объем импорта в РК из Вьетнама за 2015 г. составил 195,4 млн. долл. Показатели импорта Казахстана из данной страны рос высокими темпами с 2001 г. до 2014 г., а в 2015 г. снизился на 27,6 % по сравнению с предыдущим годом. Основными статьями импорта в РК из Вьетнама являются: «машиностроение и приборы» – 69,3 %, «машины и оборудования» – 15,8 %, «одежды и трикотаж» – 4,5 %.

В период с 2001 г. по 2008 г. в товарной структуре импорта Казахстана из Вьетнама преобладали такие группы товаров, как «злаки», «обувь, гетры и аналогичные изделия», «кофе, чай, мате и пряности», «предметы одежды и принадлежности к одежде», «овощи, фрукты, орехи и др. съедобные части растений» и «фармацевтическая продукция». а с 2009 г. по 2015 г. наблюдаются изменения в пользу товарных групп «машиностроение и приборы», «машины и оборудования», «обувь, гетры и аналогичные изделия», «рыба и моллюски, ракообразные и другие водные беспозвоночные» и др.

Со стороны Вьетнама наблюдается спрос на следующие товары: машиностроение и приборы, машины и оборудования, железо и сталь, минералы и химические удобрения, нефтехимия и пластиковые изделия, трикотажное сырье и др.

Учитывая тот факт, что в общем объеме экспорта РК преобладают минеральное сырье, неорганические химические вещества, железо и сталь, то стоит ожидать дальнейшего развития и углубления торговых отношений между Казахстаном и Вьетнамом по данным видам товарных групп.

Преградами развития торгово-экономических отношений между Казахстаном и Вьетнамом долгие годы являлись высокие транспортные расходы и малая емкость казахстанского рынка, в связи с этим объясняется незначительная доля последней (0,27 %) в общем товарообороте РК.

Восстановление мировой экономики идет крайне неравномерно, что не может не отразиться на активности международной торговли, в том числе динамике внешней торговли Казахстана. Ценовая нестабильность на глобальных сырьевых рынках, замедление экономического роста Китая и ряда западных стран, экономический кризис в России, сокращение физических объемов добычи нефти в РК негативно отражаются на внешнеторговых показателей Казахстана [4]. Так, неблагоприятные факторы в мировой экономике вызвали резкое сокращение темпов роста экономики Казахстана с 4,3 % в 2014 г. до 1,5 % в 2015 г., которая сохраняет ярко выраженную сырьевую направленность. Основная доля казахстанского экспорта формируется за счет нефти и нефтепродуктов, цветных и черных металлов, руды, а на определенную часть экспорта приходятся зерновые культуры топливного, металлургического, химического комплекса.

Интеграция в сфере торговли крайне важна для Казахстана, не имеющего выхода к морю, имеющего небольшой внутренний рынок и нуждающегося в доступе к расширяющимся мировым рынкам. Согласно исследованию Всемирного банка, коэффициент выживания казахстанского не сырьевого экспорта находится на крайне низком уровне, что является свидетельством низкой конкурентоспособности казахстанских товаров.

Проект «Экономический пояс Шелкового пути», который предусматривает создание инфраструктуры для развития торговых отношений и предполагает создание благоприятных условий для экономического сотрудничества, придаст импульс к сближению Казахстана и стран Юго-Восточной Азии, в частности Вьетнама. Сложившаяся ситуация во взаимной торговли между Казахстаном и Вьетнамом отражает нереализованный потенциал развития и углубления сотрудничества между данными странами. Потенциал у данных стран большой – дешевые энергоресурсы, относительно дешевая и квалифицированная рабочая сила, наличие собственной минерально-сырьевой базы. Кроме того, развитие транспортно-логистических услуг и создание современных транспортных коридоров, которым уделяется значительное внимание в рамках реализации проекта Нового Шелкового пути, позволит существенно уменьшить сроки транспортировки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, сократить транспортные издержки, что в итоге приведет к снижению себестоимости и повлияет на повышение конкурентоспособности товаров.