Словосочетание «профессиональное самоопределение» может употребляться и пониматься очень различно. Могут полагать, что поскольку речь идет о чем-то «профессиональном», следовательно, это может относиться только к профессионалам. И может иметься в виду лишь то, как молодой специалист, или опытный работник со стажем, или, наконец, профессионал, оказавшийся на заслуженном отдыхе - на пенсии, находят себе применение, строят свой жизненный путь, «самоопределяются».
Итак, профессиональное самоопределение в юношеском возрасте - это процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ самореализации человека, согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.
В социально-педагогическом смысле профессиональное самоопределение жизненно необходимо для каждого человека и связано с организацией специальных усилий со стороны государства и общества. В психологопедагогическом плане оно проявляется в виде личностных задач, которые часто носят проблемный характер и представляют собой процесс поэтапного принятия решений. В индивидуальнопсихологическом плане это формирование смысловой базы отношений личности к предметам, процессам и явлениям, связанным с профессиональной деятельностью, формирование индивидуального стиля деятельности в труде, принятии решений, межличностных и общественных коммуникациях, а также характерные особенности психологических состояний, переживаний.
Поскольку «мир труда и профессий» - одна из основных сфер взаимодействия человека и общества, постольку профессиональное самоопределение в юношеском возрасте - необходимое условие личностного и жизненного самоопределения.