Целью проведенного нами исследования был сравнительный анализ особенностей воспроизведения учебного материала на семинарах с применением активных методов обучения – интеллектуальной игры: структурировался типовой патологический процесс с семинарами, которые проходили без структурирования подачи учебной информации.
Материалом исследования служили студенты третьего курса СЗГМУ им. И.И. Мечникова в количестве 18 человек (они были экспериментальной группой) и 22 человека (они были контрольной группой). Проводились игры по пяти темам. В экспериментальной группе информация акцентировалась на ключевых моментах возникновении и развития патологии, которые укладывались в 14 стандартных вопросов. Например: «Причина возникновения патологического процесса» или «Кратковременная компенсация» и т.д. В игре предполагался институт «экспертов», которые оценивали каждый ответ сокурсника по пятибалльной системе. Ими составлялся протокол, и высчитывалось среднее значение по группе в конце каждой тематической интеллектуальной игры. При оценивании отмечались: правильность и развернутость ответа. Усредненные результаты по всей выборке следующие: 1. «Воздействие факторов внешней среды на организм» - 3,20±0,02 баллов; 2. «Патофизиология микроциркуляции» - 3,35±0,02 баллов: 3. «Патофизиология воспаления» - 3,71±0,01 баллов; 4. «Патофизиология терморегуляции» - 3,69±0,01 баллов; 5. «Аллергия» - *3,77±0,02 баллов. Необходимо отметить, что имеется достоверное повышение среднего балла в пятой интеллектуальной игре по сравнению с первой (р˂0,05).
Что касается контрольной группы, то оценки по тематическим тестам так же показывают улучшение результата (что связано с адаптацией к процессу обучения к новой дисциплине в первом семестре), но сравнивая первое занятие с пятым, достоверного отличия среднего балла не наблюдается (4,5±0,04 баллов – тема «Факторы внешней среды», 4,7±0,03 баллов – тема «Аллергия»).
Вывод: активный метод обучения может быть рекомендован к применению в медицинских вузах.