Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Современное образование неразрывно связано с внедрением новых подходов, связанных с компьютерными технологиями:

• представление учебного материала в виде презентаций;

• использование элементов цифрового маркетинга (например, распространение учебных материалов через социальные сети и сайт преподавателя);

• научно-исследовательская работа студентов и преподавателей и т.п.

В частности, создается уникальная ситуация, когда при чтении научной статьи или книги можно в течение нескольких минут воспроизводить полученные в ней результаты на экране своего персонального компьютера, используя современные пакеты прикладных программ [1].

Кроме того, в технологии проведения научно-технических расчетов произошли существенные изменения, связанные с использованием сети Интернет, где можно найти различные справочно-информационные материалы и сайты интерактивных вычислений, в которых можно изменить исходные данные и получить новый ответ. Как правило, эти расчеты делаются на мощных серверах с распараллеливанием вычислительных операций, что намного ускоряет вычисления. Доступ к серверам может быть как платным, так и бесплатным. Пример такого ресурса – интерактивная среда системы Mathematica WolframAlfa.com [2, 3].

Распространение облачных вычислений позволяет решать проблемы, связанные с легальностью и доступностью подобного программного обеспечения (ПО). Другой способ доступа к современному ПО – использование «урезанных» вариантов платных программ. По этому пути пошли разработчики популярной программы Mathcad. При установке на персональный компьютер пробной версии достаточно дорогой программы Mathcad Prime после истечения срока использования в распоряжении пользователя остается пакет Mathcad Express с неполным функционалом, которого часто бывает достаточно для решения прикладных задач, построения сложных графиков и т.п. Достоинство Mathcad заключается в записи решаемых задач на естественном математическом языке с привлечением мощного математического аппарата решения уравнений и систем (алгебраических и дифференциальных), научной графики, статистики и многого другого.

В России также имеются ресурсы, в которых реализованы вычисления в Mathcad на основе облачных технологий. В качестве такого стороннего сервера можно, например, использовать сервер МЭИ (ТУ), «идейным вдохновителем» которого является проф. В.Ф. Очков (http://twt.mpei.ac.ru/OCHKOV/VPU_Book_New/mas/index.html).

Еще одним ресурсом является сайт, который представляет собой совместный проект Санкт-Петербургского государственного политехнического университета и компании Softline (http://mas.exponenta.ru). В настоящее время на данном сервере размещен вычислительный ресурс автора статьи, который может использоваться для моделирования финансово-экономических показателей, подверженных тренд-сезонным колебаниям, в соответствии с моделью Хольта-Уинтерса [4].

Для более сложных вычислений можно использовать Scilab – бесплатный аналог программы Matlab. Пример использования этой программы для моделирования тренд-сезонных временных рядов в модели Хольта-Уинтерса приведен в [5].

Авторы выражают благодарность проф. Р.И. Ивановскому (СПбГПУ) за содействие в размещении разработки на сервере.