В связи с введением профессионального стандарта от педагога требуется более интенсивная работа по самообразованию, то есть по восприятию новых тенденций, требований, нормативов и условий развития педагогических инноваций. В заданных рамках педагогу необходимо владеть технологиями и методиками, ориентированными на широкий спектр обучаемых, имеющих, естественно, разные уровни способностей, а в отдельных случаях – ограничения возможностей. Это означает, что возникает проблема умения выстраивать индивидуальные образовательные траектории. Таким образом, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым профстандартом [1], педагог должен ещё интенсивнее заниматься самообразованием. Правда, в условиях ХХI века у педагога уже должен быть не традиционный план самообразования, а дорожная карта индивидуального саморазвития.
В такой обновлённой форме план должен содержать помимо инвариантной части и вариативную, которая будет дополняться в течение учебного года. И, конечно, там могут оказаться и отдельные намётки на более долгую перспективу. То есть горизонты планирования не ограничиваются.
План для педагога это – не план для завода. Педагогика – творческий процесс, который не должен ложиться в «прокрустово ложе» абсолютной стандартизации. Педагог – сценарист, режиссер и актёр в одном лице. У него должна быть свобода для манёвра, для полёта мысли. Вариативная часть (на электронном или бумажном носителе) с приложением (электронным или бумажным) собранного материала – то, что действительно нужно педагогу в его работе над собой, нужно для осуществления его личных планов индивидуального роста. В нём могут быть отражены следующие вопросы, постепенно появляющиеся в течение учебного периода и даже вне его:
1. Посещение семинаров, мастер-классов, взаимопосещение.
2. Выбор вебинаров из перечней, предлагаемых на различных сайтах. Оформление заявок и отслеживание дат проведения. Отбор и включение в свою «методическую копилку» материала, вызвавшего интерес для дальнейшей работы.
3. Планирование работы с архивами вебинаров. Отбор тем, выполнение условий доступа к материалам, выделение времени для просмотра. И если необходимо, пополнение личного электронного методического «портфеля».
4. Участие в конкурсах: отдельный план (фрагмент основного). Он содержит выборку конкурсов, в которых решено принять участие, даты их проведения и сроки подачи материалов, поиск и изучение необходимых сведений. Здесь также находят своё отражение этапы подготовки материалов. Удобным электронным приложением является папка, в которой собраны «Положения» всех конкурсов.
5. Участие в конкурсах обучающихся данного педагога. Перечень вопросов аналогичен пункту 4.
6. Написание статей: выбор темы, изучение и анализ материалов. Приложение – папка со всеми собранными материалами и авторскими черновиками.
7. Учёт рекомендаций, полученных от методистов, администрации учебного заведения, коллег.
8. Самоанализ степени освоения профессионального стандарта и дополнительное планирование своей самообразовательной деятельности, включив сюда, например, курсы, дистанционное обучение и т.д.
Таким образом, в ХХI веке всё настолько динамично, что стандартная общепринятая форма плана самообразования становится архаичной. Он не должен быть некоей застывшей конструкцией, пусть даже из абсолютно верных посылов. В нём обязательно должно быть место для постепенно появляющихся предложений и возможностей. И основная версия такой дорожной карты должна существовать в электронном виде.