Рассказ Оралхан Бокея «Апамнын астауы» является одним из произведении казахской литературы о национальной культуре, национальном мировоззрении, изложенный высоко художественно. Автор описывая родственные отношения и тоску по Апа, передает внутреннее сожаление современного гражданина, почти забывшего прошлое и быт, который не смог сохранить все ценное. Автор рассказывая о трещине астау (посуда) Апа, символизирует ее как трещину между сегодняшнем и вчерашнем, потери связи, может быть даже корни, тем самым заставить ностальгировать об всем хорошем вчерашнего быта, традиции.
Астау – посуда для подачи еды. Но астау в данном произведении, «астау и кели (ступа) были такие старые и священные, так как ими пользовались и братья и сестры, и отец. Астау, которого изготовили из тополя, был даже старше моего отца. Его апа привезла из девичьей родины, астау для нас очень дорог» [1.7].
В этом кратком отрывке характеризируются несколько этнокультурные особенности относящиеся к быту и жизни казахского народа. Здесь нужно отдельно указать виды посуды, которые предназначены для измельчения зерновых культур, посуды для еды и придания девушки. Наш народ очень внимательно относился дочерьям, потому что они повзрослев, будут жить с другими людьми. Выдавая замуж дочерей и выдавая им приданое люди старались облегчить бремя новой жизни молодоженов.
Кели (ступа) и астау (посуда) считались символом богатства и достатка. Строго соблюдалось присутствие в приданом невестки кели (ступа) и астау (посуда), тем самим желая молодым жизни в достатке и чтобы они не нуждались ни в чем.
Кели (ступа) и астау (посуда), как указано в отрывке, знак благополучия целой общины. У казахского народа есть нравы и табу в связи с этими видами посуды.
«В то время я был маленьким, Апа была молодой» [1.6], с этих слов автора можно понять тоску автора. Это ностальгия по прошлому, или это явление присущее всему человечеству? Может это все от естественной демонстрации народного мировоззрения, мировоззрения с красками и красотой, присущее только моему народу?
В своей статье опубликованной в газете «Казахская литература», Серик Сатыбалдин отмечает, что «это произведение – реально этнографическое произведение». В действительности со всего рассказа познаешь всю особенность народа и удивляешься прекрасному характеру. Наверное это и есть одно из проявлении этнокультурного характера в казахской литературе.
Кого же народ обоготворил, «кто же самое сокровенное у народа, когда задумаешься об этом, конечно, вспоминаешь образ «Апа». Апа из этого рассказа. Отрывок из рассказа: «О, моя Апа! Апа могла все – все что нужно было в быту, и шить, и ткать ковер, делать кошму, резать скотину, и все-все что должна была выполнять казахская женщина, даже умела делать многое, больше чем делали мужчины. Ты была как могучая скала, о моя Апа!» [1. 7]. Одним словом все достойные особенности собрала себе Апа. Все работы которые делала Апа сейчас никто так умело не может сделать и известно что это беззаветная мечта и желание многих. И Оралхан Бокей все возвышает и возвышает образ Апа выше и выше. В один миг захочешь и мечтаешь побыть и почувствовать себя в том времени, том отрезке временного пространства, которую описывает художник.
Образ Апа – романтический образ, также он рассматривается как образ реалистический. Академик З. Кабдолов писал: «Однако нельзя поставить реалистический образ против романтического образа. В передовой прогрессивной литературе выше характеризированные два вида образа дополняя друг друга, должны идти параллельно как эстетическая цель» [3. 125].
Конечно, нет закономерности, что романтический и реалистический образы появляются на основе романтизма и реализма и должны встречаться только в произведениях написанных только по этому методу. Если появление этих образов связано с основой этих методов, тогда его можете добавить в ряд не сохранившихся закономерностей. А в казахской литературе также в мировой литературе он является обычной вещью. «Считать, что каждый писатель пишет только по одному методу из этих двух, и не может обьединить эти методы, что он должен быть либо чистым романтиком, либо чистым реалистом, ошибочно. О казахских писателях любого периодаможно говорить так: у всех в творчестве реализм и романтизм смешиваются» [3.349]- в действительности, может быть З. Кабдолов намекал на это?
Образ Апа, ведя читателя по течению произведения знакомит его с древним бытом казаха и как будто обьясняет, удивляя читателя, что «это было твое прошлое, твое настоящее образовалось вот так, а как будет сложиться твое будущее» – будто именно об этом расказывает произведение. И ты в полном смысле мыслишь так же и окунешься в глубину этих бездонных мыслей.
Что дало казаху новое общество того времени, что дала новая жизнь и чего лишила – все эти вопросы мы четко понимаем при чтении рассказа. «Могли ли мыпонятьв детстве, не только мы, но и весь аул и его о кресности, даже страна знала ли что лишились от самой последней святой женщины, которая лишилась всего этического, этнографического даже археологического богатства бытовой – ритуальной жизни?» [1.8].
Это было состояние в XX веке. А каково оно в сегодняшнем XXI веке? Тогда было давление на твою веру, язык, даже в мировоззрении были ограничения. На сегодняшнее свободное время были ли исправлены те допущенные ошибки? Востановилось ли все? А где оно? Ответы на эти вопросы, и также о характере сегодняшнего общества возможно мы узнаем из проиведении современных писателей. Но вернемся пока к «Апамнын астауы».
«Женщина была чистая и гордая, соблюдавшая пост да и с непрерванной молитвой»- так отмечают один из характеров Апа [1.7–8]. Не только в одном, а нескольких местах описывают вопросы нравственности. Апа на последнем дыхании умирает читая молитву. Это тоже пример приведенный из жизни пожилых людей, как поставленный памятник, посвященный ее чистой душе. Это служит примером, идеалом следующему поколению и стране. В свое время хотя говорили, что «Пост и намаз совершает сытый», в сегодняшнем свободном времени и не хватает того достатка. Забросив огромного овца на спину, будет пешком переходить с внуком десяти километровую путь. На пол дороге Апа, бросив овца на землю, обливаясь водой реки Карасу , совершает намаз, наклоняясь несколько раз, сверкая с лучами солнца. Апа в таком состоянии, казалось, молилась на родную землю» [1.13].
Из этого фрагмента произведения видим новое чтение прошлого, где гармонируют реалия и художественная фантазия художника слова. Казахи молились только Всевышнему, и только Всевышнему – создателю, единственному. Молились и благодарили за все благое, за все хорошее, за радости человеческие и просили помощи и поддержки только у Всевышнего. И совершали пятикратный намаз во имя Всевышнего. Казахи чтили и ценили, передавали из поколения к поколению такие человеческие качества, как благородство, воспитанность, дисциплина, уважение к окружающим. До ведя образ Апа до идеала, писатель делает акцент на человеческое качество Апа, как благородство, иман. Иман – понятие широкое. Это телесная, душевная, первозданная чистота перед Богом. Казах и Ислам, мусульманин – эти понятия неразличимые, это как одно целое.
Апа была трудолюбивая, никогда без дела не сидела. Воспитание, полученное в детстве, назидания взрослых – это любовь к труду, незнание откладывать то на завтра, что можно закончить сегодня. Сын Женисхан говорил: «Она не может сидеть сложа руки. Я не умею точить пилу так, как это делает она. Она изготовит кошму, пришивая к кошме узоры – получается красивый «сырмак». То плетет аркан. Глаза еще зоркие. Мне кажется – безделье для нее, болезни подобно» [1.18]. В чем секрет собирательного образа, заставивший нас восхищаться над долгожителями давно минувших лет?
Романтический образ Апа – это собирательный образ казахской женщины, женщины без изьянов, чистой как родник. Бесконечный труд восьмидесятилетней старушки, ее проделки – проделки-этнографические, которых даже не умела делать невестка у Апа. Ссылаясь на нехватку времени откладывать дела на завтра, а потом глубоко сожалеть о непроделанном – не в природу Апа. Мы все вместе – и автор, и читатель в этой жизни ищем людей подобных Апа.
Реалистический образ Апа – это образ человека, который жил достойно, человека со всеми человеческими качествами человечности, тем самим оставив нам пример, поднимая планку оценки нашей с вами жизни.
«Нет сегодня Апа! Ненасытная земля забрала в свое обьятие и мою Апа. Она оставила атласовое платье, которую я подарил в прошлом году, это платье носит одна из похоронивших ее. Остался и астау с восьмидесятилетней историей, астау старый, весь в трещинах. Апа не взяла с собой астау, которым дорожила. Апа оставила все...» [1.3]. Это отрывок из рассказа, где автор признает что все временно, что нет ничего вечного. «На следующий день забрал с собой астау, который лежал в углу старого сарая, и уехал в Алматы» [1.20] – это концовка рассказа. Это рассказ, рассказ не только о жизни Апа, об астау. Это нечто большее, это посыл, и надо принять посыл как посыл ко всему человечеству.
Трудясь и творив всю жизнь, проходив долгий путь Апа оставила яркий след, яркий от добра, от человечности. Этот след освещает путь идущим за ней. И астау долго служил людям, и старый астау весь треснутый остался где-то не заметной и ненужной.
И художник рассказывая об Апа и астау, воспевает гимн о вечном движении времени, к сожалению, о невозможности возврата времени, хоть каким он был хорошим. Писатель мастерски пользуясь этнографическими деталями создает шедевр, песню о времени, создает картину полных красок.
В процессе чтения мы встретили немало художественных деталей, и попробуем показать некоторые из них в виде графика.
Этно-культурные детали |
О чем хотел рассказать автор |
Старый астау |
Казахская посуда для подачи еды Символ достатка |
Заброшенный астау |
Символ времени, невозможность возврата прошлого |
Треснутый астау |
Непригодность, невечность, ненужность |
Остановка в полпути для свершения намаз |
Чистота перед Всевышним, преданность и поклонение Всевышнему, невзирая ни на что |
Предсмертняя молитва |
Вера мусульманина на вечность духа, просьба прощения |
Совершение до смерти после смертней молитвы |
Безысходность от отсутствия близких, которые умеют совершить данную молитву. Применяя эту деталь, автор показал всю трагичность всего «безбожного» советского прошлого. |
Чистоплотен, никогда непрерывающий пост (ураза) и намаз (молитва) |
Характеристика человека искреннего, доброго, верующего, с безупречной репутацией в обществе |
Можно констатировать, что произведения, повествующие народные традиции и быт в казахской литературе, и есть неотьемлемая часть мировой литературы, традиции и наследие казахской культуры и быта, часть общечеловеческих ценностей мировой цивилизации.
Хотя народные особенности и характер культуры внешне различаются, они во внутреннем содержании сходны, что видно в виде культурных памятников и литературных наследий разных народностей. Проанализировав рассказ Оралхан Бокей «Апамнын астауы» есть попытка использовать аспекты традиции и быта, изложенных автором, в решении проблем современного общества, и это возможно.
Несмотря на то, что в статье уделяется большое внимание на изучение художественного характера произведения, важен и ценен то, что мировоззрение автора произведения перекликается не только со всеми казахскими, а общечеловеческими наследиями ценностей. Также философия смысла жизни, цели и сущности существования описывается в спектре казахского бытия.
В заключении приведя следующий отрывок из статьи Марат Кабанбай: «Проходя через паутины цензуры, Оралхан Бокей все-таки смог высмеивать советскую действительность; он возвышая казахов разбудил дух казахский... . В произведении писатель возвысил казахов все выше и выше к вершине Алтая» [4], мы хотим сказать, что образ Апа в «Апамнын астауы» четко расскрывает этно-культурные характеры казахской женщины.