Поражение глотки туберкулезной инфекцией – явление относительно редкое, возникающее в большинстве случаев при тяжелом, далеко зашедшем процессе в легких и гортани на фоне резкого ослабления общей и местной резистентности организма. Имеются отдельные сообщения о первичном туберкулезе глотки, первичный аффект которого локализуется, как правило, в небных миндалинах [3,4,5]. Кроме того, имеются сведения, что в миндалинах могут развиваться латентные формы туберкулеза без каких-либо внешних клинических проявлений. Примером такой патологии является лярвовидный туберкулез глотки или туберкулез небной миндалины in situ, это случай, когда туберкулезному поражению подвергаются только одни небные миндалины, реже другие лимфоаденоидные образования. Причиной возникновения этой формы туберкулеза глотки является факт «сапрофитного» вегетирования в паренхиме небных миндалин МБТ, которая при определенных для нее благоприятных обстоятельствах активизируется и вызывает поражения тканей, в которых обитает [1,2].
По данным литературы эта разновидность туберкулеза глотки может быть вторичной, у лиц с открытой формой туберкулеза легких и первичной у детей. Нам представляется интересным наблюдение молодого человека, служащего в полиции у которого нами был диагностирован первичный лярвовидный туберкулез глотки.
Больной Б., 27 лет обратился в консультативную поликлинику к ЛОРврачу с жалобами на повторные ангины, слабость, изменение голоса, увеличение лимфатических узлов на шее, постоянную субфебрильную температуру тела.
При поступлении в отделение общее состояние больного удовлетворительное, правильного телосложения. Внутренние органы без патологии. На флюорографии органов грудной клетки изменений не выявлено. Анализ крови от 27.09.16г. эр.5,9х 1012,
Нb-161 г /л, л. 9,3х109, э.2 % п. 4 % с. 55 %, лимф. 36 %, мон.3 %, СОЭ-7 мм/ч. Группа крови А(II), резус-положительная. Анализ мочи в пределах нормы.
При осмотре ЛОР-органов отмечается выраженная гипертрофия небных миндалин, размером 5,0х6,0 см, практически соприкасаются по средней линии, спаянные с окружающими тканями. Больной с трудом глотал пищу и отмечал гнусавый голос. Как, удалось выяснить, данные жалобы беспокоили, его в течение последних трех лет, но он все не решался на хирургическое вмешательство, лечил хронический тонзиллит консервативно. Другие ЛОР-органы без патологических изменений. Отмечается увеличение лимфатических узлов в подчелюстной области.
Учитывая, имеющееся подозрение на туберкулезный процесс больному проведена обзорная рентгенография органов грудной полости, консультация фтизиатра. Очаговых изменений в легких не выявлено.
После неоднократного орошения глотки раствором мирамистина, ему под местной анестезией при помощи радиоволнового скальпеля проведена двусторонняя тонзиллэктомия. Операцию больной перенес удовлетворительно, послеоперационный период протекал без осложнений. В удаленной ткани небных миндалин при их патологогистологическом исследовании №3645 от 29.09.16г. обнаружено наличие клеток Пирогова-Ланганса.
Заключение: туберкулез небных миндалин.
Таким образом, наше клиническое наблюдение свидетельствует о том, что первичный туберкулез глотки может встречаться не только у детей, но и у взрослых людей. Не смотря на уменьшение числа больных с туберкулезом верхних дыхательных путей, необходимо сохранять определенную настороженность в плане диагностики этого заболевания. Больным с гипертрофией небных миндалин и наличием признаков, позволяющих заподозрить туберкулезное поражение, должно быть проведено тщательное обследование у фтизиатра.