Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1 1
1

Целью настоящего исследования явилось изучение состояния системы гемостаза при физиологическом течении беременности у первородящих позднего репродуктивного возраста и сопоставление их с особенностями состояния системы гемостаза у первородящих активного репродуктивного возраста в динамике гестации.

Проведен мониторинг комплекса показателей состояния системы гемостаза: активированного частичного тромбопластинового времени, протромбинового индекса, международного нормализованного отношения, содержания в крови фибриногена, фибринолитической активности крови с помощью клоттингового метода на автоматическом коагулометре открытого типа CoaLAB 1000 (LABiTec, Германия) у 120 практически здоровых первородящих женщин с неосложненным течением гестации, из них 72 пациенток находились в активном репродуктивном возрасте, 48 пациенток – в позднем репродуктивном возрасте. Контрольную группу составили 20 практически здоровых небеременных женщин с неотягощённым гинекологическим и соматическим анамнезами.

В 1-м триместре беременности существенных отличий изучаемых показателей состояния системы гемостаза у пациенток активного репродуктивного возраста и позднего репродуктивного возраста от аналогичных показателей у небеременных женщин не выявлено.

Во 2-м триместре гестации у первородящих активного репродуктивного возраста содержание фибриногена в крови и время фибринолиза возрастали по сравнению с показателями небеременных женщин (р < 0,001; р1 < 0,001). Одновременно наблюдалось увеличение протромбинового индекса, снижение активированного частичного тромбопластинового времени относительно соответствующих параметров небеременных женщин ((р < 0,001; р1 < 0,05).

Изучение состояния системы гемостаза у первородящих позднего репродуктивного возраста во 2-м триместре гестации позволило выявить значительное возрастание уровня фибриногена в крови (р1 < 0,05) по сравнению с аналогичным показателем первородящих активного репродуктивного возраста, при этом существенных различий в значениях активированного частичного тромбопластинового времени, протромбинового индекса, международного нормализованного отношения, фибринолитической активности по сравнению с таковыми показателями первородящих активного репродуктивного возраста не обнаружено.

В третьем триместре гестации у первородящих активного репродуктивного возраста зарегистрировано повышение протромбинового индекса, уровня фибриногена в крови и времени фибринолиза как относительно параметров небеременных женщин, так и пациенток активного репродуктивного возраста в ранние сроки гестации (р < 0,02; р1 < 0,001; р2 < 0,001).

Мониторинг показателей системы гемостаза у первородящих позднего репродуктивного возраста во 3-м триместре гестации позволил выявить более высокий уровень фибриногена в крови и уменьшение АЧТВ (р < 0,05; р1 < 0,05) по сравнению с таковыми показателями первородящих активного репродуктивного возраста в тот же период гестации, тогда как протромбиновый индекс, показатель МНО и фибринолитическая активность крови в обеих группах наблюдения существенно не различались.

Таким образом, проведенные нами исследования позволили сделать следующее заключение.

1. При физиологическом течении беременности в 1-м триместре у первородящих активного и позднего репродуктивных возрастов не выявлены изменения изученных нами показателей системы гемостаза (активированного частичного тромбопластинового времени, протромбинового индекса, международного нормализованного отношения, содержания в крови фибриногена, фибринолитической активности крови) по сравнению с таковыми показателями у небеременных женщин.

2. По мере дальнейшего развития гестации во 2-ом триместре у первородящих активного репродуктивного возраста отмечено уменьшение активированного частичного тромбопластинового времени и международного нормализованного отношения относительно соответствующих параметров небеременных женщин, увеличение протромбинового индекса, времени фибринолиза, уровня фибриногена в крови по сравнению с соответствующими показателями небеременных женщин, а также пациенток в первом триместре гестации.

В тот же период наблюдения содержание фибриногена в крови у первородящих позднего репродуктивного возраста значительно превышало данный показатель у первородящих активного репродуктивного возраста, при этом существенных различий в значениях активированного частичного тромбопластинового времени, протромбинового индекса, международного нормализованного отношения, фибринолитической активности по сравнению с показателями первородящих активного репродуктивного возраста не обнаружено.

3. В 3-м триместре гестации у первородящих активного репродуктивного возраста зарегистрированы снижение международного нормализованного отношения и активированного частичного тромбопластинового времени относительно соответствующих параметров небеременных женщин, повышение протромбинового индекса, уровня фибриногена в крови и времени фибринолиза как относительно параметров небеременных женщин, так и пациенток активного репродуктивного возраста в ранние сроки гестации.

4. У первородящих позднего репродуктивного возраста в 3-м триместре гестации обнаружено более выраженное повышение уровня фибриногена в крови и уменьшение АЧТВ по сравнению с аналогичными показателями первородящих активного репродуктивного возраста в те же сроки гестации, в то время как протромбиновый индекс, показатель МНО и фибринолитическая активность крови в обеих группах наблюдения существенно не различались.