Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1, 2
1
2

Продолжительность жизни населения является одним из основных индикаторов социально-экономического развития страны, в том числе и её отдельных регионов. Исследования ученых всего мира показали, что человек живет меньше отведенного ему срока. Одной из причин этого является нещадный износ организма, неправильное и нерациональное его использование. Воронежская область является лидером во многих сферах жизни и деятельности и входит в первую десятку среди регионов страны. Однако, по индикатору «уровень смертности населения» находится в числе неблагополучных. Смертность по области составляет 1564 на 100 тыс. чел. И превышает средние показатели по России (1331) и Центрально-Федеральному округу (1393). Средняя продолжительность жизни жителей Воронежской области составляет 71,6 года (2015 г.), что ниже, чем в других развитых регионах страны. В числе основных сдерживающих факторов, как и во всей России, стоят поздняя обращаемость граждан за медицинской помощью, а также недостаточная мотивация и ответственность граждан за сохранение собственного здоровья. Поэтому разработка комплекса мероприятий, направленных на повышение заботы граждан о сохранении здоровья является важной и актуальной задачей.

В настоящее время Воронежской области при поддержке Правительства Воронежской области реализуется областной межведомственный проект «Живи долго!». Целью проекта является содействие снижению смертности жителей Воронежской области и повышению продолжительности жизни путем реализации комплексных мер за счет стимулирования ранней обращаемости за медицинской помощью, формирования здорового образа жизни и ответственного отношения граждан к своему здоровью. Задачами проекта являются:

– целенаправленное комплексное воздействие на причины преждевременной смертности населения и формирование культуры долгожительства;

– изменение поведения граждан через активизацию их мотивации в отношении сохранения здоровья и увеличения продолжительности жизни;

– инициирование своевременного обращения граждан в учреждения здравоохранения: для профилактических осмотров; при первых симптомах заболеваний; при острых состояниях, когда фактор времени играет решающую роль в спасении жизни человека;

– разрушение ложных стереотипов о здоровье, здравоохранении, долголетии и формирование у граждан продуктивных установок на управление собственным здоровьем;

– формирование общественного дискурса на тему активного отношения к здоровью и долголетию;

– формирование культуры здорового образа жизни и активного долголетия.

Одним из направлений данного проекта является направление «Здоровое поколение», представляющее собой комплекс мероприятий для детей и педагогов, посвященных теме активного долголетия и формирования здорового образа жизни. В рамках реализации данного направления в МБОУ СОШ № 99 был организован конкурс проектов. Классным руководителем и учениками 5 «А» класса был разработан и представлен на конкурс проект «Секреты долголетия». Цель проекта – повышение продолжительности жизни населения путем популяризации здорового образа жизни и ответственного отношения граждан к своему здоровью. Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:

– анализ существующей информации по вопросам, касающимся продолжительности жизни людей;

– выявление неблагоприятных факторов, влияющих на продолжительность жизни, путем анкетирования граждан различных возрастных групп;

– формирование культуры долгожительства, посредством разработанных рекомендаций, активизирующих мотивацию граждан в отношении сохранения здоровья и увеличения продолжительности жизни.

В ходе проекта были использованы методы: изучение и анализ литературы по теме; наблюдение и анкетирование; разработка практических рекомендаций. Анализ результатов исследований, проводимых учеными и врачами всего мира показал, что факторов, влияющих на продолжительности жизни человека огромное количество. Для выявления неблагоприятных факторов, оказывающих значительное влияние на сокращение продолжительности жизни, было проведено анкетирования граждан различных возрастных групп. В анкетировании приняли участие: 1 группа – школьники (11–12 лет), 2 группа – студенты (16–25 лет), 3 группа – граждане трудоспособного возраста (выше 32 лет). В ходе анкетирования были сформированы следующие группы факторов: режим дня, рацион питания, эмоциональное состояние, физическая активность (спорт), интеллектуальное развитие.

Анализ полученных данных показал, что:

– 85 % школьников соблюдают режим дня, однако с возрастом количество граждан, соблюдающих режим дня уменьшается в два раза и составляет 40 % опрошенных 3 возрастной группы;

– 80 % школьников употребляют «вредные продукты» (фастфуд, газированные напитки), но с возрастом люди осознают их негативное влияние, и употребление снижается до 40 % (в 3 возрастной группе). В тоже время почти 90 % школьников соблюдают рацион питания, а в 3 возрастной группе только 60 %;

– 30 % школьников испытывают стресс, который является одним из наиболее значимых показателей снижающих продолжительность жизни, 88 % студентов и 80 % граждан 3 возрастной группы;

– физическая активность (спорт) является одним из факторов, повышающих продолжительность жизни, и 80-99 % опрошенных всех возрастных групп занимаются спортом;

– интеллектуальное развитие и занятия творчеством также положительно отражаются на повышении качества и продолжительности жизни, однако с возрастом данная составляющая сокращается почти в 2 раза, и составляет 45 % у 3 возрастной группы, в то время как у школьников – 85 %.

Таким образом, анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы:

– одними из наиболее значимых факторов, влияющих на продолжительность жизни человека являются режим дня, рацион питания, эмоциональное состояние, физическая активность, интеллектуальное развитие;

– с повышением возраста человека и увеличением ритма его жизни, соблюдение данных факторов на требуемом уровне является затруднительным, что приводит к снижению продолжительности жизни;

– для увеличения продолжительности жизни граждан необходима активизация их мотивации в отношении сохранения своего здоровья, например, по средствам комплексных мероприятий и практических рекомендациях.