Целевая установка отечественной системы образования реализуется в первую очередь через активность, самостоятельность и инициативность обучающихся, что требует мощного внутреннего ресурса в виде высокого уровня работоспособности и здоровья. Вместе с тем, примеры осуществления эффективных решений стимулируемого психофизического развития учащихся в школьном образовании зачастую фрагментарны, бессистемны, слабо теоретически обоснованы, недостаточно эффективны. Ключевым пунктом в решении данной проблемы является вопрос о назначении школьного урока физической культуры, обосновании подходов и правил к отбору процесса учебного содержания. Урок физической культуры является базовой формой организации учебного процесса и основная масса детей, как правило, никакой двигательной активностью кроме обязательных уроков физической культуры не занимается. Поэтому важно понять насколько эффективно та или иная точка зрения, вытекающая из положений конкретной педагогической концепции в обосновании подходов и правил к отбору учебного содержания школьного урока физической культуры, соотносится с потенциальными возможностями урока в решении целого спектра педагогических задач.
На базе ныне действующего Государственного стандарта разработаны два дидактических подхода в определении содержания учебного предмета «Физическая культура». Первый – физическая подготовка является центральной частью школьного образования по физической культуре, а уроки физической культуры в своей содержательной основе реализуют целенаправленное развитие физических качеств. Указанный дидактический подход представлен содержанием комплексной программы по физическому воспитанию учащихся 1–11 классов. Второй подход заключается в отстаивании доминирующей роли образовательной направленности урока в парадигме личностного развития школьников.
Наличие двух альтернативных подходов обуславливает необходимость выбора одного из них как наиболее соответствующего раскрытию потенциальных возможностей урока в реализации целевой установки и нормативных требований Государственного стандарта образования. В качестве основополагающих признаков в данном выборе предстают результаты, которые возможно получить на уроках физической культуры, опираясь на способы организации учебного предмета «Физическая культура» в рамках указанных подходов, базирующихся на собственных педагогических концепциях.
Содержательная основа учебного предмета «Физическая культура» первого дидактического подхода отработана на положениях концепции сенситивных периодов, которые создавались в парадигме физической подготовки школьников. С опорой на положения этой концепции разработана комплексная программа по физическому воспитанию учащихся 1–11 классов. Предметом образования школьников по этой программе выступает физическая подготовка, а результатом освоения этого предмета – достижение заданных показателей физической подготовленности. Однако установка на целенаправленную физическую подготовку школьников, оформленная содержанием комплексной программы не нашла эффективного решения в рамках школьных уроков физической культуры. По предмету «Физическая культура» отсутствуют эффективные технологии планирования учебного материала, обеспечивающие многократную кумуляцию эффектов упражнений для направленного развития физических качеств [2]. Урочные следовые тренировочные эффекты (совокупность биохимических и физиологических изменений в организме), необходимые для целенаправленной физической подготовки от выполнения упражнений кратковременны и в интервале между уроками физической культуры не сохраняются или недостаточны для оказания избирательно направленного развивающего воздействия на физические качества (сила, быстрота, выносливость). Поэтому учитель в рамках уроков физической культуры должен формировать у школьников знания, умения и навыки самостоятельной организации различных форм физкультурных занятий [1].
Ведущим условием формирования у школьников знаний, умений и навыков к самостоятельной организации занятий является хорошее освоение ими образовательных задач теоретического, методического и технического характера. Наиболее эффективную педагогическую систему разрешения указанной проблемы можно выстроить в рамках второго дидактического подхода при отстаивании доминирующей роли образовательной направленности урока в парадигме личностного развития школьников. Указанное суждение базируется на возможности суммирования в рамках школьных уроков физической культуры обучающих эффектов при решении образовательных задач разной направленности. При регулярном воспроизведении информации в виде знаний при решении задач теоретического характера, а также информации и двигательных действий при решении задач методического и технического характера в рамках школьных уроков физической культуры следовые эффекты отдельного урока сохраняются и накладываются на ближайший эффект последующего, формируя их общий следовой эффект – эффект очередного занятия. Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что следовые эффекты (знания и двигательная память), обеспечивающие решение образовательных задач сохраняется длительное время и поэтому могут суммироваться при регулярном воспроизведении от урока к уроку. При таком подходе к отбору процесса учебного содержания в рамках уроков физической культуры весьма важным (и отчасти инновационным) является создание организационно-методических условий позволяющих формировать двигательную культуру школьников на основе актуализации педагогического потенциала образовательной среды школы. В ходе преподавания дисциплин учебного плана педагоги контролируют осанку и позу ученика и тем самым обеспечивают необходимый уровень концентрации внимания обучаемого к освоению учебного материала. Но вместе с тем статические мышечные напряжения при удержании правильной осанки и позы во время уроков и выполнения домашнего задания не только организуют поведение и деятельность обучающихся, нивелирует проявление негативных качеств, но суммируясь с результатами деятельности учителя физической культуры, стимулируют физическое развитие ребенка. Подобный кумулятивный результат двигательной активности ребенка положительно влияет на рост и развитие детского организма, повышает работоспособность и физическую подготовленность школьника, противодействует накоплению утомления в процессе учебной деятельности.
Выводы. Условиями эффективной реализации педагогического потенциала физической культуры в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура» является установка на реализацию дидактического подхода отстаивающего доминирующую роль образовательной направленности урока в парадигме личностного развития школьников. На этой основе учитель физической культуры может аргументировано обосновать механизм кумулятивного эффекта системы педагогических воздействий при решении образовательных задач и воспитания двигательных способностей в рамках школьных уроков физической культуры и актуализировать педагогический потенциал образовательной среды для решения задач по оптимизации возрастной динамики развития организма школьников.