Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Проблема повышения качества оказания медицинской помощи определяет приоритетные направления национальных программ в области здравоохранения и профессионального образования [4, 5]. При этом сохраняется высокая конфликтность социальных акторов в области оказания медицинских услуг. Анализ данных ФФОМС позволил определить основные причины обращений граждан и идентифицировать конфликтогенные факторы в этой области. Среди них первые места в рейтинге занимают следующие группы жалоб:

1. Нарушение этических норм: грубость врача, нежелание объяснять риски, комментировать состояние здоровья, показывать альтернативы и т.п.

2. Необеспеченность лекарственными средствами в поликлиниках по льготам и в стационарах по программе госгарантий (лекарства малодоступны из-за цен на них).

3. Очереди к специалистам и отсутствие ряда специалистов в поликлиниках.

4. Невозможность получить копии медицинских документов; особенная проблема, не урегулированная законодательством, – родственники погибших не могут получить ни документы, ни их копии.

Таким образом, личностные качества медицинского специалиста во многом определяют эффективность оказания медицинской помощи, учитывая, что одним их критериев качества оказания услуги является удовлетворенность ею услугополучателя. В этой связи большое значение имеет формирование социально-психологических компетенций медицинских специалистов в условиях образовательной среды вуза. Для создания методической базы для такого психолого-педагогического сопровождения необходимо оценить исходное состояние проблемы [1, 2].

С этой целью мы провели социологический опрос специалистов со средним медицинским образованием, интеракции которого с пациентами в условиях стационара характеризуются высокой интенсивностью. Квотная выборка сформирована по критериям специальности, возраста, пола (N = 58, ср. возраст 28 ± 3,5 лет). Согласно Программе социологического исследования анкета включала вопросы, эксплицирующие личностные качества специалиста, необходимые для формирования партнерских доверительных отношений с пациентом. Полученные результаты демонстрируют приоритет личностных качеств, определяющих этику профессионального поведения данной профессиональной группы (рисунок).

hestak1.tif

Инвариант личностных качеств медицинского специалиста (по материалам социологического опроса)

В тоже время обращает внимание, высокая оценка респондентами таких качеств, как наблюдательность и заниженная – эмпатии. Таким образом, проведенное исследование подтверждает значимость этических и моральных ценностей для рассматриваемой профессиональной группы, но также эксплицирует направления для социально-психологического сопровождения профессионального обучения в контексте его непрерывности [3, 7].