Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Zakhovaeva A.G. 1
1

Наука сегодня – это синтез материального и духовного, где главная цель – это поиск истины, посредством теоретических и эмпирических методов. Наука – системное, логическое знание, особенности которого в наличие методологии и базовой парадигмы. При этом высшее призвание науки – это наличие в научном исследовании аксиологического (ценностного) аспекта, гуманистического ядра.

Если проблема «этического» в научной работе не оставалась без интереса, то «эстетической» составляющей надлежащего внимания не уделяется.

Что такое «эстетическое»? А. Баумгартен впервые ввел термин «эстетика» (от греческого глагола «айстаномай» (чувственное восприятие), cognitio sensitiva). Эстетические суждения у него предшествуют логическим. Их предмет – «прекрасное», а предмет логических суждений – истина. Однако со временем понятие «эстетическое» несколько изменило свой изначальный смысл, оно стало пониматься как «прекрасное» (красота). В «эстетической теории искусства», понятие «эстетическое» выражает сущность искусства. Однако очевидно, что «эстетическое» шире понятия искусство. Так можно ли применить «эстетическое» к научного исследованию? Что есть «красота»? «Красота – это восприятие внешнего облика предмета, который способен вызвать у человека положительные эмоции» [1].

«Эстетика» научной работы – более высокая ступень в познавательной деятельности. «Эстетическое» в науке выражается через: – гармонию всех элементов системы; – алгоритм и форму подачи материала; – логику рассуждений (изначальный смысл у А. Баумгартена); – аккуратное и грамотное оформление работы; – степень владения автором лингвистическими структурами.

Всё это создает положительное отношение как к научному исследованию, так и к самому исследователю. Так, внешняя сторона научной работы позитивно влияет на чувственную сферу. В этом случае мы может применить к научному труду термин – «прекрасная работа». У научного труда появляется новый статус, особая «социальная матрица». Быть больше чем исследованием, нести некую гармонию, когда наука выходит на стадию искусства.