Монография «Музыкальная фольклористика в истории Московской консерватории» представляет собой один из опытов обращения к проблеме становления и развития отечественной музыкальной фольклористики как науки и учебной дисциплины. Исследование неразрывно связано с Московской консерваторией, в истории которой собирание и изучение произведений народного музыкального творчества прошло через несколько качественно различных периодов.
Первый период приходится на 1860– 1890-е годы. В русской фольклористике он ознаменован переходом на новый уровень изучения народной музыкальной традиции: от отдельных любителей к организационным структурам – научным обществам, в которых работали антропологи, археологи, диалектологи, историки, филологи, этнографы и музыканты.
Многообразие интересов собирателей народной песни выразилась в разносторонности деятельности. Они участвовали в общественно значимых мероприятиях – выставках, съездах, читали лекции просветительского характера, готовили на их основе статьи. Ими вынашивались планы по сбору материала и показу образцов фольклора со сцены.
Укрепление связей между представителями различных учреждений обеспечило полидисциплинарный характер фольклористических исследований второй половины XIX века. В результате содружества специалистов разных научных отраслей возникают первые совместные проекты фольклорных экспедиций, этнографических концертов из произведений народной музыки, формируются коллекции музыкальных инструментов. Также ведутся исследования в области музыкальной акустики. Одним из достижений этого периода являются развернутые музыкально-этнографические описания отдельных народных традиций, сделанные на основе экспедиционных выездов.
Следующий период, охвативший первые два десятилетия XX века, был отмечен ростом собирательской, исследовательской, просветительской и учебной активности. Резко увеличилось количество экспедиций, расширился их ареал, возросли требования к нотной записи произведений народной музыки. Для фиксирования образцов музыкального фольклора, все чаще использовались передовые технические средства – звукозапись, фотография, киносъемка. С 1900-х годов народная музыка все шире начинает использоваться в преподавательской практике. В итоге была сформирована прочная база, которая дала возможность введения музыкального фольклора в качестве самостоятельного предмета в учебных заведениях.
Период 1920-х годов отмечен переходом инициативы в собирании и изучении песенных образцов к музыкальным вузам. Народное творчество как полноправная дисциплина уже включается в учебные программы Московской консерватории. Педагогами выступают ведущие специалисты в этой области (А.Д. Кастальский, А.В. Никольский, В.В. Пасхалов, С.Л. Толстой). Параллельно музыкальным фольклором занимаются вновь образованные научные структуры, которые во многом заимствовали стиль и методы работы в большинстве своем прекративших существование обществ.
Обозначенные периоды явились своего рода «прелюдией» к современной истории Московской консерватории. В октябре 1932 года в консерватории под руководством Н.А. Гарбузова был основан Научно-исследовательский музыкальный институт (НИМИ) – многоотраслевой отдел, занимавшийся, в том числе, изучением музыкального фольклора. После ликвидации НИМИ в консерватории на его базе были образованы самостоятельные научные центры: Кабинет по изучению музыкального творчества народов СССР под руководством К.В. Квитки, Лаборатория музыкальной акустики.
Задача настоящего исследования состоит в том, чтобы проследить становление и развитие отечественной музыкальной фольклористики как науки и учебной дисциплины в Московской консерватории, начиная со времени ее основания (1866) и заканчивая включением народного творчества в 1923 году как самостоятельного предмета в консерваторские учебные планы. Цель работы – осветить события достаточно продолжительного периода, органично подготовившие открытие в консерватории самостоятельных музыкально-фольклористических подразделений.
В основу монографии положен разнообразный материал. Среди исследований предыдущего столетия внимание автора привлекли работы В.Ф. Одоевского, А.Н. Серова, Д.В. Разумовского, С.В. Смоленского, Е.Э. Линёвой, А.Л. Маслова, А.Д. Кастальского и других авторов. Многие из этих трудов являются незаслуженно забытыми памятниками теоретической мысли.
Охваченной в настоящем исследовании оказалась и периодика конца XIX – начала XX века. Научные доклады по различным вопросам музыкознания, полемика по поводу концертных выступлений, проблемам образования, состоянию песенной традиции на местах, другие факты, почерпнутые со страниц периодической печати (журналы «Музыка и жизнь», «Этнографическое обозрение», «Русская музыкальная газета»), позволили составить представление об атмосфере того времени.
Использованы также фактические сведения, которые содержатся в официальных документах – Отчетах Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Протоколах заседаний Музыкально-этнографической комиссии и Секции изучения народной музыки Этнографического подотдела МУЗО Наркомпроса, которые хранятся в отделе документов и личных архивов Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М. И. Глинки (ВМОМК). Были задействованы следующие фонды ВМОМК: Музыкально-этнографической комиссии (Ф. 133), В.В. Пасхалова (Ф. 134), А.Д. Кастальского (Ф. 12), П.И. Сеницы (Ф. 266), С.Л. Толстого (Ф. 249), Е.Н. Лебедевой (Ф. 162), Вокальной секции ГИМНа (Ф. 151), А.Н. и П.А. Карасёвых [9] (Ф. 164). Также велась работа в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), Центральном государственном архиве города Москвы (ЦГА Москвы), архиве Института этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Российской национальной библиотеке (РНБ, Санкт-Петербург).
Монография снабжена обширным вспомогательным аппаратом, который включает: примечания к каждой главе (в них даны биографические сведения об упоминаемых в книге персоналиях), список использованной литературы и указатель имен, насчитывающий около 700 фамилий.
Автор выражает глубокую благодарность всем, кто оказывал посильную помощь в подготовке и обсуждении данной работы. В первую очередь, хочется поблагодарить рецензентов – главного научного сотрудника Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук, профессора кафедры этномузыкологии Санкт-Петербургской консерватории, доктора филологических наук Т.Г. Иванову, заведующую кафедрой этномузыкологии, заместителя начальника по научной работе Фольклорно-этнографического центра имени А.М. Мехнецова Санкт-Петербургской консерватории, кандидата искусствоведения Г.В. Лобкову, профессора Московской консерватории, ведущего научного сотрудника ПНИЛ доктора педагогических наук, кандидата искусствоведения М.С. Старчеус, доцента Московской консерватории, старшего научного сотрудника ПНИЛ, кандидата искусствоведения Е.Л. Сафонову за высказанные ценные замечания.