В монографии представлены результаты коллективного исследования причин, условий, закономерностей, зарождения и выделения антиципативной педагогики, как отрасли педагогической науки, дан теоретико-методологический анализ проблемы антиципации в педагогике, тезаурус, методы исследования антиципации. Авторы исходят из того, что модернизация системы образования РФ идёт в условиях перехода на рыночные механизмы функционирования, что сопряжено с инновационным развитием отрасли, неизбежностью риска и состоянием неопределённости. В связи с этим в работе раскрыты закономерности, технологии, представлен инструментарий объективных изменений в образовании для минимизации рисков и устранения негативных явлений, включая коррупцию.
Исследователи считают, что ближайшие 20–30 лет станут периодом значительной реорганизации рынка образовательных услуг. Чтобы изменения носили позитивный характер, необходимы антиципативные обоснования.
В монографии исследуются тенденции и перспектива развития различных отраслей знания, влияющих на образовательный процесс. Инновационные проекты, новые технологии модернизационные и реформаторские преобразования в образовании в условиях социально-экономического динамизма общества будут всегда, это процесс постоянный. Следовательно антиципативная педагогика это не временное или локальное явление, а детерминанта научного осмысления, систематизации фактов, разработки новых методов и технологий для продуктивного развития образования. Одна из задач, которая решается исследователями – это объединение фрагментарных исследований антиципативного потенциала в образовании, накопленного в различных отраслях знания, для обоснования динамики и оценки влияния инновационных изменений на минимизацию негативных явлений. Авторы пытаются внести лепту в выстраивание новых отношений между педагогической наукой и образовательной практикой, изучая объективные данные о системе образования и антиципативные методы ее развития. В работе изложены результаты систематизации фактов проявления негативных явлений в образовании. Выделено 4 группы искажений в образовании. Нарушения, допущенные каждой группой, получили осмысление и оценку. Всего было исследовано более 1000 фактов.
Особое внимание авторы уделяют обоснованию закономерностей и подходов развития педагогической теории, особенностям измерения конструкта антиципация, педагогическим технологиям смыслообразования. В монографии получили обоснование актуальность и важность измерений в образовании и других социальных системах. Основной функцией любой науки, в том числе и педагогики, является прогноз или предсказание, которые можно сделать только на основе выявленных закономерностей. А чтобы выявить закономерности необходимо измерять интересующие нас величины. Вот почему измерения являются краеугольным камнем в научных исследованиях, именно с измерения по выражению Д.И. Менделеева начинается наука.
Измерения в социальных системах отличаются от измерений в технических системах многими особенностями. Прежде всего, многие измеряемые величины являются конструктами, т.е. конструируются нами. Например, в природе нет патриотизма, толерантности, коммуникабельности и т.д., мы их сами конструируем, чтобы оценить эффективность образовательных программ. При традиционном подходе эти понятия объясняются через другие понятия. Например, что такое патриотизм – это любовь к Родине, а что такое любовь к Родине – это патриотизм. При таком подходе измерение уровня сформированности патриотизма проблематично. Это одна из причин разработки теории измерения латентных переменных.
В работе рассматриваются измерения конструктов в рамках теории латентных переменных. Здесь конструкт определяется через набор индикаторов, – через набор проявлений конструкта. Например, определение конструкта «патриотизм» включает индикаторы «знание гимна», «гордость за свою страну», «поддержка своей команды» и т.д. Чем больше выделено проявлений (аспектов) конструкта, тем выше точность измерения конструкта.
Приведены примеры исследований, направленные на:
– на измерение готовности учителя к инновационной деятельности;
– на измерение мотивации к успеху;
– на измерение и мониторинг любознательности школьников в рамках программы формирования креативных качеств.
В целом теория измерения латентных переменных является важной часть антиципативной педагогики.
Антиципативная детерминанта смыслотехнологий диалогового типа рассматривается в контексте практической деятельности человека при решении им задач проблемного типа, формирования гипотез, а также планирования собственной деятельности при решении мыслительных задач. Становится очевидным актуальность поиска таких методов, технологий, средств, способов и форм организации обучения, которые бы обеспечили необходимо оптимальную степень вариативности, оптимум обязательного и выборочного, так как даже ориентированный на индивидуальные особенности учащихся, учебный процесс, остается все же управляемым со стороны учителя.
Для выведения учебного процесса на личностно-смысловой уровень нужна новая система педагогических технологий, непосредственно влияющих на особенности смыслообразования и смысловыявления учащихся как компонентов индивидуальной мотивационно-смысловой сферы личности ребенка. При этом технологии направленной трансляции смыслов (смыслотехнологии) в учебном процессе необходимо рассматривать не как отдельный методический прием или способ решающий частнопредметную задачу, а как нечто процессуально-целостное, воспроизводимое в других дидактических условиях и, самое главное, дающее устойчивый желаемый результат.
Одной из таких технологий трансляции смыслов может быть использован межличностный диалог как технология развития мотивационно-смысловой сферы школьников в учебном процессе поскольку именно диалог в качестве учебной технологии является наиболее перспективными для инициирования смыслообразования учащихся в процессе обучения. Такой диалог предполагает обращение учителя непосредственно к ценностно-значимому для учащихся опыту, к жизненному миру ребенка через актуализацию личностного смысла, смысловых установок, мотивов, в результате происходит направленная транформация смыслов партнеров, в качестве которых выступают учитель и ученик, в направлении их сближения, процесс смыслового взаимодействия.
Обучение, ориентированное на мотивационно-смысловое развитие учащихся содержит в себе противоречие: управлением учебным процессом со стороны учителя и саморегулированием учения самим школьником, основанном на личностно – смысловых предпочтениях, порождаемых смыслообразующей мотивацией. Это противоречие порождает проблему «питающую» настоящее исследование – раскрытие механизма учебного межличностного диалога между учителем и учеником, позволяющим организовать учебный процесс на уровне саморегуляции со стороны ученика, через самоактуализацию его смысловой сферы. Учебный диалог в таком контексте приобретает характеристики смыслотехнологии коммуникатирующей и транслирующей смысл в учебный процесс, с обязательной ориентацией на определенные возрастные особенности обучаемых.