Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

В настоящее время в учебном процессе высшей школы широко используются различные электронные оборудования и современные информационные технологии. Однако качество получаемых знаний студентами электронного обучения и их последующее применение на практике остаётся на низком уровне. Это объясняется тем, что в условиях электронного обучения студент имеет возможность получать множество различных сведений по интересующей теме. Но множество сведений (т.е. информация) не есть ещё знания. Это элементарная осведомлённость, не всегда ведущая к развитию знаний. Проще говоря, осведомлять – это не значит развивать знания.

А современный человек, между прочим, должен быть глубоко и разносторонне образованным, так как нынешняя эпоха – это эпоха торжества здравого смысла и гуманизма! И включение молодёжи в жизнь общества (производственную, общественно-политическую и культурную деятельность) требует, чтобы подрастающие поколения овладели необходимыми знаниями, умениями, навыками, накопленными человечеством в процессе социально-исторического опыта. Но овладеть всем этим мешают поощряемое развитие оккультных наук и ремёсел, с одной стороны, и широкое использование в учебном процессе современных информационных и компьютерных технологий, в том числе и интернет-сайтов, с другой стороны.

Почему электронное обучение препятствует образованию? Во-первых, современные информационные технологии позволяют любой текст набирать на компьютере с использованием клавиатуры, а затем и распечатывать его. Отсюда отпадает необходимость учиться писать. И если посмотреть на почерк студентов, то не трудно заметить, что некоторые из них уже широко стали пользоваться такой возможностью.

Во-вторых, при электронном обучении доминируют «шаблонные» процессы «принятия решений» в условиях неизменной итоговой формулировки, когда исходные данные, вопросы и цели дают студентам уже в готовом виде. И так как при этом обратной связи нет, то и электронное обучение просто не способно ставить перед студентами задачу усмотреть актуальность проблемы, умение подметить её специфические особенности, или сформулировать её в оригинальной постановке. Такое можно достичь, как показывает практика обучения, только при наличии человеческого фактора в лице преподавателя.

В-третьих, регулярное чтение в интернете, где русский язык искажается, со временем используемые там лексические, орфографические, синтаксические формы всплывают не только в обыденной устной речи, но и в письменной. Уже сегодня значительная часть молодёжи не умеет двух слов правильно связать по-русски. А ведь речь и мышление формируются чтением.

В-четвёртых, при электронном обучении проверка знаний предусматривает введения системы тестирования, т.е. получения стандартных ответов на кем-то заготовленные вопросы. Однако система тестирования не способствует строить познавательную ситуацию, обосновывать и развёртывать свои мысли у студентов и учеников. Она вынуждает их просто вспоминать нужные ответы. Отсюда понимание предмета, как главная цель учебного процесса, постепенно уступает место механическому запоминанию.

В-пятых, насаждение тестов идёт повсеместно, и это мировая тенденция, ибо тестирование является условием компьютеризации и электронизации образования, к которым как раз подошёл технический прогресс. А компьютеры, даже самые совершенные, понимают только однозначные решения. И в этом недостаток электронного обучения. Однако компьютеризацию обучения, которое стремиться быть автоматическим, оспаривать трудно. Трудно уже потому, что машинное мышление эффективнее «кустарного», человеческого. В вычислениях – очевидно, но и в объёме и быстроте обрабатывания словесной информации тоже. При этом самому человеку надо не столько иметь знания, сколько знать, откуда их взять. Быть компетентным – знать, куда надо кликнуть и что скачать. И тогда найти можно почти всё. Хотя сам по себе, без компьютера, человек становится примитивным, перестаёт понимать, что читает, неслучайно в передовых странах распространяется так называемая функциональная безграмотность.

Безусловно, электронное обучение развивает некоторые способности, даёт определённые знания, формирует соответствующие навыки, подготавливает к профессиональной деятельности, но не образовывает в широком смысле слова. Это объясняется тем, что в условиях электронного обучения студент имеет возможность получать множество различных сведений по интересующей теме. Но множество сведений (т.е. информация) не есть ещё знания. Это элементарная осведомлённость, не всегда ведущая к развитию знаний. Проще говоря, осведомлять – это не значит развивать знания. Именно поэтому в современном мире наблюдается дефицит широко образованных людей (специалистов), способных мыслить на уровне проблем, а не задач, способных самостоятельно ставить проблемы и оптимально решать их в тесной взаимосвязи с реалиями и прогнозом последствий.

Образование – это результат усвоения систематизированных знаний, навыков и умение их применять на практике. Обучение – это не технический процесс, регулируемый механическим путём в условиях широкого применения современных информационных и компьютерных технологий, а процесс мыслительный, требующий интеллектуальной гармонии и связи преподавателя с аудиторией.

Процесс обучения является ошибочным, когда предполагают, будто всё заключается в приобретении знаний, забывая, что гораздо более важно организовать эти знания и что для организации их требуется время и самостоятельное мышление. Дорого не то знание, которое накопляется как умственный жир, а то, которое может переработаться в умственный мускул. Учёность сама по себе сообразительности нашей не увеличивает. Напротив, обременяя наше внимание, она может уничтожить последнюю нашу сообразительность. Огромная масса познаний, если она не переработана собственным мышлением, гораздо менее имеет ценности, нежели значительно меньшее количество сведений, глубоко и многосторонне продуманных.

По моему глубокому убеждению, образовательные отношения в учебном процессе, как говорят философы, – это отношения субъект-субъектные. Они существуют там, где личность воздействует на личность. Там же, где оказывают услуги, где функция взаимодействует с функцией, возможны дрессировка, отчасти даже обучение, но только не образование в широком смысле слова.

Всё выше отмеченное указывает на то, что для учебного процесса в современной высшей школе нужна теория, отражающая причинно-следственные отношения и связи в обучении и научной подготовке специалистов в связи с широким применением современных информационных технологий и различных методов электронного обучения в учебном процессе. Такая теория необходима как система идей, как обоснование и руководство к действию, как указание рациональных путей обучения, позволяющих направлять работу высшей школы в сторону желательных целей. Имеются основания полагать, что таким теоретическим ориентиром может стать теория обучения в высшей школе и её творческое применение.

Теория обучения в высшей школе ещё не создана. Именно поэтому в монографии предлагается представить разрозненные вопросы теории обучения в высшей школе в какой-то единой взаимосвязанной системе, и этим сделать первые шаги на пути формирования теоретических основ высшего образования. Она ещё не является теорией обучения. Но те её положения, которые придадут практике высшего образования определённую системность и согласованность, а также методологическую обоснованность и диалектико-материалистическую направленность основных принципов теории обучения, уже позволит просматривать проблемы развития теории обучения в высшей школе в условиях широкого применения современных информационных технологий и электронного обучения в учебном процессе.