Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1

Программы факультативных занятий «Человек – хозяин хрупкой планеты» предназначена и соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования. Программа факультатива рассчитана на 4 года. Охватывает обучающихся 6,5–12 лет (1–4 класс), количество учащихся в группе от 15–17 человек. Общим объёмом 135 часов, 1 час в неделю: 1 класс – 33 ч, 2–4 классы – 34 ч.

Название, шифр направления подготовки

Направление: начальное общее образование – 1–4 классы.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция. Для создания условий продвижения ребёнка в образовательном пространстве в начальной школе разворачивается внеурочная образовательная деятельность. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.

В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды, в сочетании с практической деятельностью по её улучшению. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребёнок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Актуальность программы факультативных занятий «Человек – хозяин хрупкой планеты» определяется:

  • возросшими требованиями государства и общества к уровню экологической культуры подрастающего поколения в связи с ухудшением экологической ситуацией;
  • не реализованным потенциалом начальной школы в формировании экологической культуры;
  • дополнением экологическими вопросами и краеведческим материалом действующую учебную программу, а также максимального использования образовательных, развивающих и воспитательных возможностей естественных наук;
  • рассматриванием вопросов, формирующих у обучающихся способности к целевому анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного;
  • приобретением особой значимости экологического образования в общей системе образования.

Очень важно познавать экологию с самого раннего возраста, когда кроме памяти и сознания работают еще и механизмы раннего впечатления. Начальное воспитание складывается из общения с ближайшим окружением и его наблюдением. Развитию экологического мышления в детском возрасте способствуют: народные сказки, книги о животных, о растениях, рисование, живопись, настольные экологические игры. Природные законы, в том числе экологические, надо подавать легко в доступной для понимания форме.

Новизна программы факультативных занятий «Человек – хозяин хрупкой планеты» состоит в том, что одним из центральных понятий программы является социально ориентированный подход, который выражается в механизме изменения социальных качеств личности ребёнка (социализации) через совместную деятельность взрослого (педагога, родителей) и ребёнка.

Целью – факультативных занятий является формирование основ экологической культуры и нового отношения к природе, основанного на неразрывной связи человека с природой.

Задачи факультативных занятий:

1) формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;

2) формировать ответственное отношение к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания;

3) проявлять активную деятельность по изучению и охране природы своей местности;

4) развивать потребность в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;

Предполагаемый результат реализации программы сводится к достижению трёх уровней получения знаний:

1 уровень: приобретение новых знаний и опыта решения задач по различным направлениям. Позитивное отношение учащихся к основным ценностям общества, к природе.

2 уровень: приобретение опыта самостоятельного поиска информации, систематизации и оформления интересующей информации, ценностного отношения к природе и окружающему миру.

3 уровень: получение школьниками самостоятельного опыта экологической деятельности, предполагающего участие детей в различных мероприятиях по самостоятельно выбранному направлению.

Основные методы и формы обучения:

– Этические рассказы, беседы с опорой на музыкальные и художественные образы;

– сюжетно-ролевая игра;

– просмотр фильмов и мультфильмов о живой и неживой природе;

– экскурсия;

– рисование и раскрашивание;

– экологические праздники и мероприятия;

– исследовательская работа (проектная деятельность);

– использование разнообразных интерактивных технологий;

– простые опыты, наблюдения;

– практическая помощь природе – кормушки, скворечники, субботники;

– учебные пособия, с использованием фольклорных и сказочных материалов;

– слушание классической музыки и разучивание песен о природе;

– творческие мастерские.

Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Кубановедение» и «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний гуманитарно-эстетического цикла.

Личностные результаты:

  • развитие любознательности и формирования интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру.
  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты:

  • освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя целей учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка вывода по результатам исследования;
  • формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей;
  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;

Предметные результаты:

  • в познавательной сфере – наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения курсов естественных наук; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения с природной и социоприродной среде;
  • в трудовой сфере – владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка и домашними питомцами;
  • в эстетической сфере – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
  • в сфере физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

Деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. С целью изучения эффективности экологического образования и воспитания проводится диагностика уровня качества образования и уровня воспитанности через анкетирование учащихся.