С конца ХХ века в России, как и во всем цивилизованном мире, больше внимания стало уделяться интересам и потребностям личности: признается равноправие личных и общественных интересов, право каждого на собственное мнение, на реализацию индивидуальных способностей и удовлетворение собственных интересов в социальной жизни и профессиональной деятельности, индивидуально–личностный подход к каждому человеку становится основой гуманистической педагогики и т.п. При очевидной гуманности и прогрессивности указанных тенденций, последние имеют ряд следствий, не достаточно учитываемых психолого–педагогической наукой: осознав собственную самобытность, каждый человек стремится отстаивать собственное видение мира, собственную правоту, забывая, зачастую, что его окружают такие же индивидуальности.
Особую важность в этой связи приобретает поликультурная подготовка учителей, формирование у них полиэтнической компетентности и как профессионального, и как общесоциального личностного качества. Такое двустороннее рассмотрение полиэтнической компетентности педагога связано, с тем, что учитель, с одной стороны, является членом поликультурного общества, а, с другой – в силу педагогической миссии должен быть способен и готов к поликультурному воспитанию подрастающего поколения.
Фигурой, осуществляющей такую систему воспитательного воздействия, может быть классный руководитель-воспитатель. Воспитатель – это профессионал – педагог, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности.
Основное назначение классного руководителя – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей. Одна из ведущих функций воспитателя – углубленная систематическая диагностика индивидуального развития школьника, его задатков, способностей, интересов, склонностей. Классный руководитель координирует воспитательные воздействия школы, среды, семьи, платных, воскресных, ведомственных форм образования и воспитания.
Основным критерием оценки работы воспитателя является мера повышения воспитанности учащихся, их интеллектуальное, нравственное, эстетическое, политическое и правовое, половое и гигиеническое, а также мировоззренческое развитие. Критерием оценки служит и мера развития классного коллектива, педагогическое мастерство воспитателя и его активная жизненная позиция в жизни школы.
Особенно ценным в оценке классного руководителя является его творчество, ибо в конечном итоге именно творчество педагога-воспитателя, педагогического коллектива – главное условие повышения качества и эффективности деятельности школы.
В последнее время о проблеме классного руководителя говорится и пишется много. К ней обращаются учителя, работники системы образования и общественность. Среди прочих можно выделить В.Б. Ольшанского, Н.А. Селиванову, В.П. Сергееву и др.
Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит классному руководителю как создателю оптимальной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе. Необходимость понимать и принимать другую культуру с непривычными традициями, особенностями поведения и коммуникации определило проблему исследования – полиэтническая компетентность классного руководителя как детерминанта психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде.
В монографии «Полиэтническая компетентность классного руководителя: теория и практика» представлены результаты работы научного коллектива авторов по исследовательскому проекту № 15-16-71005а/Ц «Полиэтническая компетентность классного руководителя как детерминанта психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде», поддержанному Российским гуманитарным научным фондом.
Структура монографии включает в себя пять глав. В первой главе рассматриваются роль и содержание профессионально-педагогической деятельности классного руководителя в современном школьном образовании; определяются особенности деятельности классного руководителя в условиях поликультурной образовательной среды.
Во второй главе проводится теоретический анализ основных подходов к пониманию полиэтнической компетентности как основы профессионализма современного классного руководителя; выявляется сущность и структура полиэтнической компетентности классного руководителя; дается характеристика полиэтнической компетентности классного руководителя в контексте психологической безопасности школьников в поликультурной образовательной среде.
Третья глава посвящена рассмотрению проблемы психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде; описываются психолого-педагогические риски поликультурной образовательной среды; раскрывается сущность психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде; приводятся критерии психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде; дается оценка психологической безопасности учащихся в классах со смешанным этническим составом.
В четвертой главе описывается организация и результаты экспериментального исследования полиэтнической компетентности классного руководителя; представлена разработанная авторами диагностическая программа изучения полиэтнической компетентности классного руководителя; анализируются результаты изучения сформированности полиэтнической компетентности классного руководителя; обосновывается взаимосвязь состояния психологической безопасности школьников с уровнем сформированности полиэтнической компетентности классного руководителя.
В пятой главе представлена общая характеристика комплексной программы формирования полиэтнической компетентности классного руководителя; дается содержание программы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для работы в системе поликультурного образования и программы социально-психологического тренинга по формированию полиэтнической компетентности классного руководителя; приводятся методические указания и технологии деятельности классного руководителя по обеспечению психологической безопасности школьников в поликультурной образовательной среде.
Практическая значимость представляемой монографии заключается в возможности использования ее материалов в процессе вузовской подготовки будущих учителей, педагогов-психологов, а также в системе повышения квалификации педагогических работников.
Издание адресовано широкому кругу специалистов в системе образования: учителям и руководителям образовательных учреждений, аспирантам, студентам, обучающимся на педагогических и психологических специальностях, а также может представлять интерес для широкого круга читателей.