Рекомендовано к печати на заседании учебно-методического отдела Секции Международного Танцевального Совета ЮНЕСКО в Санкт-Петербурге. Протокол № 178 от 19 января 2015 г.
В настоящее время назрела необходимость теоретически, с научной точки зрения обобщить и осмыслить опыт, накопленный не только в нашей стране, но и за рубежом в области использования оздоровительного потенциала танцевального искусства.
Потребность общества в расширении образовательных границ, значимость танцевального искусства для социальной и образовательной сфер обусловливают высокие требования к уровню профессиональной подготовки специалистов в области физического воспитания детей, специфичной особенностью которой является компетенция в области физической культуры, с одной стороны, и в области танцевального искусства – с другой.
По данным опроса, проведённого в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, 64,6 % учителей физической культуры, руководителей физического воспитания, указало на факт использования хореографии и танца в рамках внеклассного взаимодействия с детьми. Однако анализ их практической работы позволяет констатировать, что:
1) многие применяют танец как вспомогательное средство, направленное на решение узко прагматических задач,
2) подобный факт носит не системный, а спонтанный, эпизодический характер в силу слабой научно-методической оснащенности данного процесса.
При этом упускается возможность применения танцевального искусства как целостной системы, оказывающей влияние на все стороны психосоматического развития ребёнка. В связи с этим необходимо ответить на целый ряд не только теоретических, но и практических вопросов.
Отсутствие научно-методической литературы по танцевальному искусству для специалистов по физическому воспитанию в области основного общего и дополнительного образования, слабая хореографическая подготовка, незнание хореографической терминологии, трудности подбора музыкального сопровождения, несомненно, снижает качество всего учебно-педагогического процесса.
Автор полагает, что предлагаемый материал окажет значительную помощь специалистам по физическому воспитанию детей, лечебной физической культуре, фитнесу, арт-педагогике, хореографам и балетмейстерам в их педагогической работе, а также докторантам и аспирантам, ведущих исследования на инновационных педагогических площадках.
Данное пособие состоит из двух частей: в первой части изложены теоретические аспекты применения оздоровительного потенциала танцевального искусства в физической культуре детей, вторая часть посвящена вопросам техники и методики обучения. На сегодняшний день это единственное издание в данной области.
Глава 1. Теоретические аспекты применения оздоровительного потенциала танцевального искусства в физической культуре детей. В главе раскрываются социально-исторические предпосылки применения танца в развитии личности; взаимосвязь танцевального искусства и физической культуры; рассматривается интеграция танцевального искусства в физкультурно-оздоровительную практику образовательных учреждений; использование танцевального искусства в целях оздоровительного воздействия на организм ребёнка.
Глава 2. Практические аспекты применения оздоровительного потенциала танцевального искусства в системе физического воспитания детей. В параграфе 2.1. представлена структура и содержание программы «КЛАСС», которая включает: основы знаний, учебно-практический материал, требования к уровню подготовленности занимающихся, материально-техническое оснащение процесса обучения. Практическая часть программы содержит четыре раздела, которые включают в себя развитие умений, навыков, направленных на воспитание правильной осанки в различных условиях деятельности, развитие двигательных способностей дошкольника средствами классического экзерсиса, которые классифицированы в зависимости от педагогических задач: танц-экзерсис, танц-грация, танц-лайн, танц-фэнтази. В соответствии с нормативами СанПиН представлено примерное распределение времени на различные виды учебного материала программы «КЛАСС».
Программа имеет гибкий характер, позволяющий, в зависимости от условий материальной базы, уровня физического развития и подготовленности занимающихся рационально варьировать содержание программы и творчески обеспечить её выполнение.
В параграфе 2.2. раскрываются элементы классического экзерсиса, применяемые на занятиях с детьми 5–6 лет с целью формирования правильной осанки. Экзерсис – это новая психологическая и физическая нагрузка для ребёнка, достаточно длительный процесс выработки большого числа всё усложняющихся музыкально-двигательных навыков. Экзерсис складывается из двух компонентов: элементы и упражнения классического танца; музыкальный материал, на основе которого выполняются элементы и упражнения экзерсиса.
На начальном этапе занятий с дошкольниками используются подготовительные упражнения классического танца, которые способствуют общему физическому развитию дошкольника. В это понятие включаются укрепление мышечной системы, формирование правильной осанки, развитие чувства равновесия, ловкости, координации движений, скорости реакции, двигательной памяти. В эту группу подготовительных упражнений мы выделили следующие элементы классического экзерсиса: приседания (plie); положение ноги вперёд, в сторону, назад на носок (battement tendu); резкое сгибание и разгибание голени (battement frappe); подъём на полупальцы и опускание на всю стопу (releve) и др. движения ног; упражнения для «рук» и их разновидности, так называемые «пор де бра» (port de bras).
Простые движения на занятиях могут выполняться в различных сочетаниях друг с другом, а так же с равновесиями, поворотами, общеразвивающими упражнениями и др. При этом мы облегчили и условия выполнения упражнений, в частности выворотные позиции ног заменили свободными и исключили такие сложные позиции, как пятая и четвёртая.
В главе раскрыты требования к подбору музыкального материала, на основе которого выполняются элементы и упражнения экзерсиса.
В каждой главе учебного пособия предлагаются вопросы для самоконтроля. В конце пособия приводится краткий словарь терминов; литература, используемая при написании учебного пособия.