Дефектация судового корпуса включает: измерение величин и определение характера имеющихся дефектов; установление технического состояния корпуса или отдельных его элементов. Дефектация подразделяется на: частичную – обследование ограниченных участков судового корпуса в пределах отдельных перекрытий или поперечных сечений; полную – подробное планомерное обследование всех элементов корпуса.
Заключение о техническом состоянии корпуса выполняется с использованием норм допускаемых дефектов. Предусматривается разделение всех дефектов корпусных конструкций на две группы:
а) разрушения – дефекты, делающие невозможным дальнейшую эксплуатацию конструкций;
б) повреждения – дефекты, нарушающие нормальные условия эксплуатации конструкций.
Износ корпусных конструкций по характеру распространения подразделяют на:
а) общий износ – уменьшение толщин элементов судового корпуса по всей их поверхности, характерное для данной связи или однородных связей подгруппы;
б) местный износ – локальное уменьшение толщин элементов судового корпуса, характерное для отдельных их участков или деталей.
Состояние конструкций корпуса после износа характеризуется остаточными толщинами. Под остаточными толщинами понимается фактическая толщина изношенного листа в точке замера. Измерения остаточных толщин должны производиться с точностью плюс – минус 0,5 мм. Результаты измерения остаточных толщин листов фиксируются в таблице формы 1.2. «Результаты замеров толщин листов настилов, обшивок, элементов балок набора» в соответствии с указаниями по заполнению формы 1.2 и Таблицей 1 – Коэффициенты m1, m2 и m0 для листов, принимаемые в зависимости от групп судов, элементов их корпуса, а также района по длине судна.
Наименьшая остаточная толщина деталей корпуса определяется в районе локальных утонений и в отдельных, наиболее глубоких язвах. Площадь распространения язвенной коррозии по поверхности элемента определяется с точностью плюс – минус 10%.
Измерения остаточных толщин элементов корпуса обязательно производятся в помещениях, где по роду перевозимого груза возможна интенсивная коррозия со стороны грузовых помещений, в отсеках двойного дна под котлами или попеременно используемых для жидкого топлива или балласта, в местах прохождения трубопровода подогрева и в льялах, в отсеках с цементным покрытием, в сточных колодцах.
При измерении остаточных толщин набора элементов, находящегося в одинаковых условиях эксплуатации в пределах одного отсека (например: трюма, твиндека, грузового танка, цистерны и т.п.), число замеров набирается исходя из соответствующих рекомендаций.
Число замеров остаточных толщин связей корпуса может уточняться с учетом особенностей конструкций, размеров судна и технического состояния.
Измерение остаточных толщин обшивки, настилов, а также элементов набора производится с помощью ультразвуковых или иных толщиномеров, одобренных Российским Морским Регистром Судоходства.
Для контроля результатов замеров толщин листов настилов, обшивок, элементов балок набора существует программная система поддержки учебного процесса по теме «Оценка технического состояния корпуса судна по замерам остаточных толщин» в дисциплине «Технология технического обслуживания и ремонта морской техники». Тип ЭВМ: IBM PC. Язык: Delphi. ОС: Windows XP, 7, 8.1, 10. Объем программы: 1,43 Мб.
Программная система обеспечивает выполнение следующих функций:
- позволяет быстро и эффективно составить документ, соответствующий правилам РМРС, отображающий результаты замеров толщин листов настилов, обшивок, элементов балок набора корпуса судна;
- является базой для оценки технического состояния корпуса судна при общем износе и позволяет незамедлительно оценить годность корпуса к эксплуатации;
- допускает отслеживание уменьшение толщины корпуса судна на заданных шпангоутах в реальном времени.
- содержит методические рекомендации, позволяющие ознакомление с темой учебного процесса.