В условиях рынка одним из основных инструментов эффективного хозяйствования предприятия становится маркетинговая деятельность, которая представляет собой совокупность производственных и коммерческих процессов и операций, направленных на производство новых конкурентоспособных товаров, их куплю-продажу с ориентацией на спрос и получение целевой прибыли. В рамках современной концепции маркетинга представлены: сущность, категории, виды и функции маркетинга; изложены роль и значение маркетинговой информации в деятельности организаций; рассмотрены задачи, этапы и методы проведения маркетинговых исследований; уделено внимание измерению и прогнозированию потребительского спроса в современных условиях.
Цель изучения дисциплины «Маркетинг» состоит в освоении задач, идеологии, содержания и методов маркетинговой деятельности на предприятии. Маркетинг важен не только как тщательно организованная специфическая деятельность, а как философия хозяйствования, пронизывающая все сферы предприятия, ориентирующая определенным образом его работу и развитие.
Изложение курса ведется в последовательности, определяемой технологией маркетинговой деятельности. Рассматриваются основные сведения, являющиеся ключевым для понимания концепций современного маркетинга, как целостной системы, а затем – конкретные маркетинговые решения, формы и методы деятельности при выступлении на рынке с товарами. В пособии раскрывается система современных знаний о маркетинге, изложенных в виде логической конструкции научных понятий и категорий, представленных в сжатой и схематичной форме. Сложный теоретический и практический материал доходчив настолько, что превращает книгу в настольный инструмент самостоятельного изучения маркетинга. Каждый читатель может подкрепить теоретические навыки в области маркетинга построением графиков, решением задач и упражнений, проверить свои знания самотестированием.
В процессе изучения учебного курса студенты должны:
– изучить основы маркетинговой деятельности предприятия применительно к сферам производства, товарного обращения и потребления;
– овладеть практическими навыками в организации маркетинговой деятельности предприятия;
– научиться применять основные методы исследования рынка;
– получить четкое представление об организации сбытовой деятельности на предприятии;
– получить представление о процессах планирования и организации маркетинговой деятельности на предприятии;
– овладеть навыками обоснования сбытовой и ценовой политики на предприятии.
В учебном пособии маркетинг представлен как система хозяйствования, направленная на рынок и потребителя, на изучение его запросов и интересов. В пособии отражена организационная структура службы маркетинга, раскрыты вопросы организации товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики фирмы.
Предлагаемое издание оставляет для читателя простор для раздумий и размышлений. Пособие позволит быстро и эффективно обобщить знания, полученные на лекциях и семинарских занятиях, и будет неоценимым помощником при подготовке к экзамену по курсу «Маркетинг».
Предлагаемое пособие содержит материал для практических работ, который включает теоретический раздел, практико-ориентированные задачи, вопросы для обсуждения по теме, тематику рефератов и эссе по изучаемым темам, тесты и рекомендуемую литературу.
Данное издание предназначено как для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям очной и заочной форм обучения, бакалавров, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», аспирантов, так и для практикующих менеджеров, всех тех, кто интересуется маркетингом.