Научная монография «Ситуационно-стратегическое планирование в экономике» в 3-й редакции с добавлениями и изменения издана в 2-х томах: том 1 «Методология оптимизации показателей спроса и предложения» и том 2 «Моделирование оптимальных стратегий и программ» посвящена решению актуальной проблемы повышения конкурентоспособности продукции на основе использования принципиально новых оптимизационных механизмов ситуационно-стратегической системы планирования. Представленная книга является теоретической разработкой методологии осуществления принципиально новой ситуационно-стратегической системы планирования. Концептуальная суть предлагаемой системы планирования состоит: во-первых, в её комплексности, так как стратегическое планирование на перспективу и текущее планирование соединяется в единую ситуационно-стратегическую систему планирования, в которой стратегические планы формируются на основе данных комплексного долгосрочного прогноза о тенденциях развития рынков и потребительского спроса, а планы на текущий период корректируются в зависимости от изменения ситуации и спроса на рынках, но в границах, обозначенных стратегической программой развития, за счёт чего достигается их совместимость и согласованность друг с другом; во-вторых, в её многоуровневом характере, так как в единую систему объединяется макроэкономический, региональный, отраслевой уровень и уровень планирования конкретных предприятий для установления взаимосвязей между ними и согласования программ их развития, т.е. для реализации принципа сквозной системности, а также для реализации принципа народнохозяйственного приоритета, когда государственные органы управления на региональном, отраслевом уровне выступают регуляторами рыночных отношений, устанавливая для предприятий такие условия и правила хозяйствования, при которых народнохозяйственные интересы будут преобладать над всеми остальными; в-третьих, в её динамичности, так как создаётся постоянно развивающаяся и меняющаяся во времени и в пространстве система целей, задач, стратегий, программ развития продукции и различных субъектов хозяйствования, отталкивающаяся от ситуации, которая всегда оценивается в единстве времени и пространства, так любые условиях хозяйствования, отношения между субъектами хозяйствования разного уровня, а также между фирмой и её конкурентами, деловым окружением, покупателями её продукции формируются применительно к конкретным рынкам и в определённый период времени. Жизненные циклы продукции фирмы, использование ею различных ресурсов, жизненные циклы спроса и предложения на ресурсных и товарных рынках – это та динамическая система координат, в которой осуществляется механизм ситуационно-стратегической системы планирования; в-четвёртых, в её адресности, так как методология ситуационно-стратегической системы планирования ориентирована на адресный расход ресурсов, оптимизацию производительности труда, фондоотдачи, материалоёмкости, себестоимости при изготовлении каждого конкретного продукта, а также на адресное планирование показателей предложения каждого конкретного вида продукта в целях повышения их конкурентоспособности, а уже на основе этого нахождения наилучшего синергетического множества товарного предложения фирмы. В этом принципиальное отличие ситуационно-стратегической системы от той системы планирования, которая существовала до этого, так как в первую очередь планируются не валовый объём продукции в стоимостном выражении, расход ресурсов на производство в целом, доходы и прибыли фирмы, а общественная эффективность каждого конкретного товара, т.е. эффективность предприятия и экономически обоснованные прибыли фирмы данная система планирования изначально связывает с повышением конкурентоспособности и общественной эффективности выпускаемых ею товаров и с уровнем удовлетворения ими общественных потребностей. Для реализации данного подхода созданы специальные оптимизационные механизмы ситуационно-стратегической системы планирования.
Во-первых, выведены формулы расчёта коэффициентов народнохозяйственной, хозрасчётной, потребительской эффективности товара, коэффициентов его эффективности для посредников, а также показатели полезного эффекта от продукции для производителей, потребителей и совокупного полезного эффекта.
Во-вторых, разработаны графические методики прогнозирования и взаимосвязанного планирования жизненных циклов товаров и ресурсов, которые используются при их изготовлении, а также графические методики взаимосвязанного планирования интенсивного использования ресурсов: показателей производительности труда, фондоотдачи, материалоёмкости, себестоимости каждого вида продукта с учётом производственных программ его выпуска и жизненного цикла на рынке.
В-третьих, разработана матричная методика сбалансированного планирования выходных данных стратегической программы и ситуационной корректировки данных текущей программы. Предложены для использования матрицы многоцелевой оптимизации, основанные на принципе «теории множеств», в которых все ячейки сбалансированы и по вертикали – по стадиям жизненных циклов продукции, и по горизонтали – по рынках их позиционирования, т.е. по пространственным параметрам, при этом каждая ячейка разбита пополам, в верхней её части отражаются прогнозные данные спроса, а в нижней – планируемые данные предложения. В книге приводятся разработанные матрицы многоцелевой оптимизации широты и составов ТН и ТА, целевой функции товара и составляющих её параметров, показателей использования ресурсов при изготовлении продукции, а также показателей предложения продукции.
В матрицах данные в одной ячейке влияют на данные в других ячейках. Поэтому при корректировке данных в какой-то одной ячейке учитывают, как они отразились на изменение спроса и предложения в других ячейках и на сводные ячейки матрицы. Предлагается разрабатывать несколько комбинаций компоновки матриц, причём не только при различных вариантах соотношения качественных, объёмных и ценовых показателей предложения продукции, но и с учётом изменения временных и пространственных параметров позиционирования продукции, а для ассортиментных матриц – различные варианты компоновки с учётом изменения составов ТН, ТА по рынкам и временным стадиям предложения. Это позволит находить оптимальные варианты предложения как отдельных видов продукции, так и товарного предложения фирмы в целом с учётом временных и пространственных параметров, что очень важно в условиях динамично меняющихся рынков. Каждая из составленных матриц является матрицей двойного действия, так как позволяет не только составлять сводные ячейки, которые формируются как сбалансированное множество данных, но и итоговые ячейки, которые характеризуют совокупный полезный эффект, что позволяет оценить и найти наилучший синергетический результат от запланированного множества данных.
В-четвёртых, в книге разработаны алгоритмы сравнения комбинаций компоновки матриц, вариантов различных корректировок товарного предложения и выбора оптимального варианта. Алгоритмы предназначены для составления программ для ЭВМ, что позволит повысить обоснованность и скорость выбора оптимального варианта.
В-пятых, предложена принципиально новая методика графического многомерного моделирования, позволяющая использовать трёхмерную ось координат для прогнозирования тенденций изменения функций спроса и предложения и для определения согласованного множества данных результативности целевой функции, объема и цены предложения продукции при различных стратегиях позиционирования продукции в текущем периоде. Для разных видов товаров, как правило, выбираются различные стратегии их позиционирования, например, стратегия охвата рынка, стратегия глубокого проникновения на рынок, стратегия низких издержек и низких цен, стратегия наследника на рынках и другие. Каждая стратегия имеет свои профилирующие показатели позиционирования и выбирается с учётом динамики спроса на конкретных рынках и временных параметров предложения продукции. При каждой стратегии функции предложения будут иметь совсем иной характер зависимостей. Графики многомерного моделирования позволяют не только наиболее обоснованно выбрать стратегию позиционирования каждого конкретного вида товара на конкретном рынке в текущем периоде, но и определить оптимальные значения показателей её предложения.
Кроме того, в книге разработана методика оценки рациональности делового окружения фирмы и проведена сегментация рынков товаров народного потребления и промышленного назначения на различные потребительские сегменты. Особенно подробно в книге освещены социально-экономические диспропорции и противоречия при формировании потребительских сегментов на рынках товаров народного потребления и возможные пути их преодоления и трансформации. Разработаны модели миграции покупателей по покупательским сегментам рынка в зависимости от изменения их качественных запросов и платёжеспособности, а в соответствии с этим разработаны модели пространственного маневрирования предложением продукции.
Особого внимания заслуживают ситуационные модели планирования рынков региона и товаров отрасли, которые важны не только для взаимосвязанного планирования программ развития регионов и отраслей, но и служат ориентирами для предприятий при формировании ими ситуационных моделей планирования своих СЗХ и товарной стратегии в них, а также моделей обеспечения фирмы кадровыми, материальными, технологическими ресурсами и СТ в соответствии с выбранными ею стратегиями технического развития и продуктовыми программами развития. Рекомендуемые модели имеют оптимизационный механизм, позволяющий фирме маневрировать как своими СЗХ путём смены сегментов рынка, так и товарными стратегиями в них, а также стратегиями и зонами закупок различных ресурсов, т.е. осуществлять пространственное маневрирование, которое приведёт к усилению товарных и ресурсных стратегий фирмы, позволит удлинить жизненные циклы товаров фирмы на рынке, повысить объёмы их сбыта и найти наиболее выгодные цены продаж товаров и закупок ресурсов.
Методологическая концепция ситуационно-стратегической системы планирования и её оптимизационный механизм являются авторской разработкой, обладающей научной новизной и практической значимостью. Книга предназначена для управленцев всех уровней, экономистов, предпринимателей, деловых кругов, интересна для научных работников, студентов высших учебных заведений и широкого круга читателей, интересующихся проблемами повышения конкурентоспособности продукции и эффективными моделями хозяйствования.