Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) был впервые описан R.M. Harden в 1975 г. как альтернатива существовавшим методам оценки клинической компетентности. ОСКЭ был разработан с целью повышения значимости и надежности оценки решения клинических задач. И вот уже более 40 лет он используется в медицинском образовании, получив широкое распространение в рамках клинического обучения как студентов, так и интернов. Форма проведения экзамена в виде ОСКЕ и сегодня остается весьма актуальной. Он служит не только для проверки определенных знаний, умений и навыков, но и как средство получения обратной связи для коррекции процесса обучения. В Казахстане ОСКЭ стал обязательным экзаменом после 5 курса бакалавриата и интернатуры [1,5]. В медицинских университетах Республики Казахстан в процессе обучения студентов изменились технологии обучения фундаментальным дисциплинам [2,6]. С 3 курса по специальности «Общая медицина» обучение проводится по интегрированной программе, объединяющей материал фундаментальных и клинических дисциплин, что обеспечивает переход на более высокий уровень изучения базовых дисциплин, делает их максимально ориентированным на будущую специальность. Для оценки интегрированного клинического обучения в КГМУ, впервые не только для вузов Казахстана , но для и для стран всего постсоветского пространства, с 2014 года в клинический экзамен наряду с пропедевтикой, были включены все биомедицинские дисциплины интегрированной программы обучения студентов: анатомия2, гистология 2, физиология 2, пат.физиология2, патанатомия2, фармакология2 и визуальная диагностика [3,4].
Результаты исследования и их обсуждение. В данной статье мы хотим продемонстрировать опыт проведения ОСКЕ по интегрированной программе обучения на станции «Гистологическая диагностика строения органов», оценить сильные и слабые стороны такого эксперимента. В нашем варианте ОСКЕ состоял из 10 станций, каждую из которых студент переходит по очередности. Продолжительность каждой станции – 10 минут и 1 минута дается на переход между станциями и ознакомлением с кратким заданием на стации. Ниже приводится перечень станций в 2015–2016 учебном году:
1. Интерпретация клинико-инструментальных данных и фармакологическая коррекция при патологии органов дыхания (пропедевтика внутренних болезней, физиология, фармакология, патологическая физиология);
2. Интерпретация клинико-анатомических данных и фармакологическая коррекция при поражении клапанного аппарата сердца (анатомия, визуальная диагностика, фармакология, пропедевтика внутренних болезней);
3. Техника регистрации и интерпретации ЭКГ (физиология, пропедевтика внутренних болезней);
4. Интерпретация клинико-инструментальных и патоморфологических данных при патологии опорно-двигательного аппарата (анатомия, визуальная диагностика, пропедевтика внутренних болезней, патологическая анатомия);
5. Патологоанатомическая диагностика заболеваний внутренних органов (патологическая анатомия);
6. Интерпретация клинико и морфофункциональных данных при патологии эндокринной системы (патологическая физиология, пропедевтика внутренних болезней, гистология);
7. Интерпретация клинико-инструментальных данных при патологии органов пищеварения. Коммуникативные навыки (анатомия, визуальная диагностика, пропедевтика внутренних болезней);
8. Интерпретация клинико-лабораторных данных при патологии органов кроветворной системы (пропедевтика внутренних болезней, физиология, патологическая физиология);
9. Гистологическая диагностика строения органов (гистология);
10. Выбор рациональной фармакотерапии (фармакология);
Положительным при проведении ОСКЭ следует отметить применение разработанной в 2013–2014 уч. г. сотрудниками КГМУ автоматизированной системы подсчета баллов с использованием оптического распознавания оценочных листов. Это дает возможность устранить ошибки при подсчете результатов, сократить время выставления оценки, а также хранить оценочные листы в сканированном виде длительное время. Немаловажной чертой является проведение ОСКЭ согласно языкам обучения. Всего в 2016 году к сдаче ГОСО на 3 курсе балаквариата были допущены 1100 студентов. Проведение экзамена сопровождалось видео- и аудиорегистрацией с транслированием материала по внутренней локальной сети ВУЗа.
По станции «Гистологическая диагностика строения органов» были подготовлены 10 вариантов заданий по нервной , эндокринной, кроветворной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и мочевыделительной системам. Они заключались в определении по компьютерным изображениям микроскопических препаратов органов и их структурных компонентов. В качестве примеров приводим 3 варианта задания на станции.
По модулю нервная система: больной 53 лет, страдает атеросклерозом сосудов головного мозга. На этом фоне у него развились ишемические очаги некроза в коре головного мозга и мозжечке. У больного нарушена чувствительность, координация движений, речь, выражен гемипарез. 1 Из 4-х компьютерных изображений микроскопических препаратов нервной системы определите препараты органов, пораженных у данного больного. 2. Согласно цифровым обозначениям в компьютерном изображении гистологического препарата укажите, какие слои коры полушарий являются чувствительными по функции. 3. Согласно цифровым обозначениям в компьютерном изображении гистологического препарата укажите какие слои более выражены при агранулярном типе коры. 4. Согласно комьютерному изображению клеток нейроглии определите какие клетки нервной ткани фагоцитируют погибшие нейроны и нервные волокна. 5. Согласно цифровым обозначениям в компьютерном изображении гистологического препарата определите в каких слоях мозжечка локализуются корзинчатые нейроны и клетки-зерна . 6. Согласно цифровым обозначениям в компьютерном изображении гистологического препарата укажите, где локализуются клетки с повреждением которых связано нарушение координации движений у данного больного. 7 Согласно цифровым обозначениям в компьютерном изображении гистологического препарата спинного мозга определите локализацию моторных ядер.
Вариант задания для студента на станции по модулю дыхательная система: больной 40 лет с жалобами на повышение температуры, кашель со слизисто-гнойной мокротой, отдышку, общую слабость. На рентгенограмме грудной клетки интенсивное затемнение в нижней доле правого легкого. 1. По компьютерным изображениям 3-х микроскопических препаратов определите препараты легкого здорового человека и легкого при крупозной пневмонии. 2. Согласно цифровым обозначениям в компьютерном изображении гистологического препарата среза легкого определите бронх среднего калибра. 3. Согласно цифровым обозначениям в компьютерном изображени гистологической схемы строения бронхиального дерева перечислите какие структуры исчезают в бронхах по мере уменьшения калибра. 4. Согласно цифровым обозначениям в компьютерном изображении на схеме электроннограмм эпителия бронхов отметьте какие клетки слизистой оболочки воздухоносных путей участвуют в образовании мокроты и ее эвакуации . 5. Согласно цифровым обозначениям в компьютерном изображении гистологического препарата среза легкого определите малый бронх, терминальную бронхиолу и альвеолярный мешочек. 6. Согласно цифровым обозначениям в компьютерном изображении электроннограмм клеток эпителия альвеол укажите клетку синтезирующую сурфактант. 7. Согласно цифровым обозначениям в компьютерном изображении схемы строения аэрогематического барьера определите базальную мембрану капилляра, слой сурфактанта и респираторный альвеолоцит.
Вариант задания для студента на станции по модулю пищеварительная система: больной 47 лет, с жалобами на слабость, при осмотре желтушность кожных покровов, склер, на коже встречаются сосудистые звездочки. При пальпации печень выступает на 5 см. от реберной дуги, плотная.1. По компьютерным изображениям 3-х микроскопических препаратов определите препараты печени при данной патологии (циррозе печени) и здорового человека. 2. Согласно цифровым обозначениям в компьютерных изображениях гистологического препарата определите вокругдольковые артерию, вену, желчный проток. 3. Согласно цифровым обозначениям в компьютерных изображениях гистологического препарата печеночной дольки определите синусоидный и желчный капилляры. 4. Согласно цифровым обозначениям в компьютерном изображении схемы электронномикроскопического строения печени определите клетку, выполняющую защитную функцию. 5. Согласно цифровым обозначениям в компьютерном изображении печеночной дольки определите синусоидный капилляр и пространство Диссе. 6. Согласно цифровым обозначениям в компьютерном изображении электроннограммы гепатоцита определите структуру, где происходит синтез белков плазмы крови. 7. По компьютерным изображениям среди структурных единиц печени определите портальную дольку.
Получив задание, экзаменуемый в течение 7 минут последовательно по пунктам задания письменно заполняет лист ответа и переходит на следующую станцию. Экзаменатор анализирует ответ студента, занося результаты в оценочный лист станции. Последний выглядит следующим образом (рисунок).
Этот лист вставляется в форму, разработанную сотрудниками центра практических навыков КГМУ для автоматизированной системы подсчета баллов с использованием оптического распознавания оценочных листов, где имеется данные студента и его личный номер, а также данные о его учебной группе. Это экономит время экзаменатора, которому надо только отмечать шкалу правильных ответов. Данные экзаменатора также заранее зашифрованы и приклеивается внизу листа ответов, что позволяет автоматически сохранять фамилию экзаменатора вместе с оценочным листом.
Нами проведен анализ результатов ОСКЭ по кафедре гистологии за 2015–2016 учебный год. В проведении ОСКЭ в основном были задействованы опытные преподаватели кафедры. При анализе оценок существенных отклонений между отдельными преподавателями не наблюдалось. При анализе оценочных листов выявлено, что студенты относительно хуже отвечают на вопросы под номерами 4 6. Это вопросы по определению на мониторе структур органов, согласно функции, которые она выполняет. Средний балл по всем станциям составил 79,05.
Оценочный лист станции «Гистологическая диагностика строения органов»
По нашей станции положительную оценку на казахском языке обучения получили 84,5 % студентов, на русском языке обучения – 83,7 %. Мы также сравнили качественный показатель тех же групп студентов с результами традиционного писменного тестового итогового экзамена. Они оказались значительно завышенными и равнялись 98 и 95 соответственно языкам обучения, а на ОСКЭ – 60 %. Следовательно ОСКЕ яляется более объективным экзаменом но, на наш взгляд, ОСКЕ является стрессом для ряда студентов, так как им, при ограниченном времени на подготовку приходится демонстрировать достаточно высокий уровень подготовки по восьми дисциплинам. Для подготовки к ОСКЕ сотрудниками кафедры тратиться значительно больше времени, чем для традиционного экзамена и значительно возрастает нагрузка на экзаменаторов
Заключение. Таким образом, ОСКЕ может считаться надежным инструментом проверки знаний с достаточно высокой степенью надежности. По сравнению с традиционным подходом к тестовым экзаменам, которые преобладают в вузах в качестве итогового контроля знаний, ОСКЕ обеспечивают более достоверную оценку компетентности. Экзаменатор заранее планирует содержание экзамена для проверки определенных знаний, умений, навыков и степень его сложности. Результат его мало зависит от конкретного экзаменатора, что обеспечивает более объективную оценку и справедливость оценки.