В настоящее время большинство высших учебных заведений России перешло на образовательные стандарты (ФГОС3+) третьего поколения плюс. Данный стандарт, как и предыдущий, предполагает реализацию подготовки специалистов с использованием компетентностного подхода. В процессе организации учебного процесса по данным стандартам, а особенно организации производственных практик, не редко возникают, противоречивые, а иногда конфликтные ситуации между ВУЗами и производственными предприятиями на которых должны проходить производственную практику студенты. На примере специальности 25.05.03 – «Технология геологической разведки» специализация Технология и техника разведки МПИ, по которой автор занимается организацией производственных практик в ТИ(Ф) СВФУ в г. Нерюнгри, я хочу указать на некоторые подобные ситуации.
И так, согласно ФГОС 3+ по специальности 25.05.03–«Технология геологической разведки» в пункте 3.1 сказано: «Высшее образование по программам специалитета в рамках данной специальности (в том числе инклюзивное образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья)…» Вообще не понятно, о какой степени инвалидности идет речь в этом пункте? Что делать, если у человека, например, отсутствует какая либо из конечностей? Каким образом можно реализовать сказанное в этом пункте применительно к производственным практикам, если прежде чем пойти на производственную практику студент должен пройти обязательный медосмотр? В службе охраны труда практически любого горно-геологического предприятия, на которых проходят практику студенты отказываются брать на практику (тем более с трудоустройством) студентов инвалидов. В итоге студент не проходит производственную практику по тому, что он инвалид и ВУЗ вынужден по логике его отчислить за академическую не успеваемость.
Учебные планы по ФГОС 3+, как и по ФГОС в ТИ(Ф) СВФУ в г. Нерюнгри составляются с использованием программы «ПЛАНЫ» подпрограммой «УП ВПО Универсальный» я не буду обсуждать достоинства, или недостатки этой программы, просто укажу на одну деталь. Эта программа очень критично относится к закреплению компетенций за отдельными дисциплинами. Проще говоря, если компетенция реализуется всего одной дисциплиной – программе «ПЛАНЫ» это не нравится! Производственные практики согласно этой программы должны реализовывать все компетенции блоков «Профессиональные компетенции – ПК» и «Профессионально-специализированными компетенциями – ПСК», если этого не выполняется учебный план считается не реализуемым его утверждать нельзя, даже не смотря на то, что эти компетенции могут быть реализованы специальными дисциплинами теоретического курса обучения!
Теперь о самих компетенциях. Если обратиться к ФГОС-3+ некоторые компетенции сформулированы очень абстрактно, а некоторые заведомо не реализуемы! Вот некоторые из них из блока ПСК: «умением на всех стадиях геофизических и горно-буровых работ (планирование, проектирование, экспертная оценка, производство, управление) выявлять производственные процесс и отдельные операции, первоочередное совершенствование технологии выполнения которых обеспечит максимальную эффективность деятельности предприятия (ПСК-3.2)» то есть студент, вернувшийся с производственной практики должен уметь делать то, что сказано в этой компетенции. Ну а если предприятие, на которое он был направлен на прохождение практики не осуществляет геофизических и горных работ, а проводит только буровые работы? Что компетенция не реализованной считается? Студент согласно этой компетенции должен уметь давать экспертную оценку, осуществлять управление и это задумайтесь, кто понимает, о чем я пишу на производственной практике! Следующая не реализуемая компетенция «способностью проектировать и экономически обосновывать инновационный бизнес; содержание, структуру и порядок разработки бизнес-плана; методы и модели управления инновационным процессом (ПСК-3.16)» как, студент, работающий на производственной практике максимум помощником бурового мастера научится обосновывать экономически (он вообще учится по другой специальности) инновационный бизнес? Он вообще на 4 курсе обучения что-нибудь знает про бизнес, а тем более инновационный? ПСК-3.17 из той-же «оперы».
ПСК-3.18 – «способностью обеспечивать разработку и внедрение эколого-охранных технологий, имеющих минимальные экологические последствия для недр и окружающей среды». Согласно этой компетенции студент практикант – буровик должен научится обеспечивать разработку эколого-охранных технологий? Что вообще подразумевается под этим словосочетанием: «эколого-охранная технология»? И вообще разве это не компетенция экологов – их зачем готовят на других специальностях?
ПСК-3.19 – «способностью обеспечивать и умением создавать хороший морально-психологический климат в руководимом трудовом коллективе». Сомневаюсь, что студент 4 курса на производственной практике будет чем-то, или кем-то руководить. Ну, а если «повезет», а уж что подразумевается под термином: «хороший морально-психологический климат» вообще смешно представить. И это только 4 компетенции из одного блока.
Скептики могут сказать: – «Так не посылайте студентов на такие предприятия, которые не могут реализовывать компетенции ФГОС», очевидно, что человек, который может сказать такое не понимает специальности, о которой идет речь, не понимает производства, которым занимаются геолого-разведочные предприятия. Мы могли бы не посылать туда студентов. Только ведь таких компаний не так уж и много, которые согласны брать студентов на производственную практику.
Еще одним элементом реализации подготовки по ФГОС-3+ является «Рабочая программа дисциплины». В этом документе все компетенции должны указаны и перечислены согласно учебного плана в разделе «Паспорт компетенции», там же указан вид деятельности и т.п. которым должна быть этак компетенция реализована. То есть преподаватель ВУЗа (в обязанности которого только и входит, что написать рабочую программу и принять отчет по практике) руководитель практики от института или университета, должен для производственника расписать, как ему проводить практику со студентами и реализовывать компетенции закрепленные за этой практикой в том числе и выше сказанные. Каково?!! Приходит, значит, студент на практику и протягивает буровому мастеру, главному инженеру и т.п. рабочую программу по практике и говорит: «Вот мол, учите меня согласно тому, что здесь написано». Какая вы думаете какой будет реакция у этих представителей производства? Они вообще слыхом не слыхивали не про ФГОС3+ не про компетенции. Я это к тому пишу, что бы создатели подобных стандартов прежде всего обсуждали их с производственниками – будущими работодателями, а не с деятелями от образования которые даже понятия не имеют о тех специальностях для которых они эти стандарты создают.
Для того чтобы успешно реализовать подготовку специалистов по ФГОС 3+, необходимо тщательно просмотреть и проредактировать все компетенции на возможность их реализации с привлечением специалистов производственников и преподавателей предметников. Подобрать необходимый комплекс дисциплин для реализации этих компетенции. Изменить программу «ПЛАНЫ» в отношении привязки компетенций к разделам и дисциплинам учебного плана.